Вопрос: Каким образом в настоящее время возможно размещение рекламы медицинских услуг, допустимо ли использование в такой рекламе образов медицинских работников, что понимается под специализированным медицинским изданием?

 

Вопрос: Каким образом в настоящее время возможно размещение рекламы медицинских услуг, допустимо ли использование в такой рекламе образов медицинских работников, что понимается под специализированным медицинским изданием?

Ответ: Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ) внесены изменения в часть 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», устанавливающую перечень товаров, реклама которых допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Таким образом, с 01 января 2014 года в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Следовательно, с 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.
Вместе с тем в силу позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».
Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом «О рекламе» местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия частей 7, 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, неврология, педиатрия и прочее.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама в том числе медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом в Федеральном законе «О рекламе» отсутствуют исключения для каких-либо видов медицинских изделий.
Учитывая изложенное, реклама любых медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением, предусмотренным частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Точной формулировки данного предупреждения Федеральный закон «О рекламе» не содержит.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
При этом под образом медицинского работника понимается, в том числе указание в тексте рекламы фамилии, имени, отчества специалиста, наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.), а также приведение слов, указывающих на профессиональную принадлежность: врач, доктор, медик и т.п.
Дополнительно информируем, что для целей Федерального закона «О рекламе» под специализированным печатным изданием следует понимать, в частности издания, специализирующееся на вопросах медицины и фармацевтики, которое не распространяется посредством свободной продажи, то есть не может быть доступно широкому кругу лиц, не имеющему специальной профессиональной подготовки.
Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере здравоохранения.
Таким образом, при возникновении вопроса об отнесении какой-либо услуги или какого-либо товара к медицинским услугам или изделиям целесообразно направить обращение в Министерство здравоохранения Российской Федерации (Министр – Скворцова Вероника Игоревна, адрес: ул. Ильинка, д. 21, г. Москва).
Одновременно информируем, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении находится проект федерального закона № 461801-6 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе», направленный на исключение из сферы регулирования части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» рекламы медицинских услуг, методов профилактики, диагностики и медицинской реабилитации.