Торги на заключение концессионных соглашений должны стать прозрачнее

ФАС России предлагает исключить непрозрачные и неадминистрируемые требования из процедуры торгов на заключение концессионных соглашений, приблизив их к законодательству о контрактной системе, а также установить в Законе о концессионных соглашениях минимальный размер доли финансирования частным инвестором. 

Напомним, в январе 2017 года антимонопольным органом была рассмотрена жалоба ООО «Южноуральская дирекция автодороги» на действия Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству при проведении конкурса на заключение концессионного соглашения о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги «Стерлитамак – Кага – Магнитогорск».

ФАС России аннулировала конкурс в связи с тем, что по данному соглашению расходы на работы должны были полностью покрываться из бюджета, частных инвестиций не предусматривалось. Расход бюджетных средств Республики в ближайшие 15 лет составил бы в таком случае около 22 млрд руб.

Между тем,действующим концессионным законодательством предусмотрено (ч.13 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях), что государство (муниципальное образование) вправе принимать на себя лишь часть расходов по концессионному соглашению, остальные же расходы должны покрываться за счет частных инвестиций. Концессия предусматривает либо стопроцентное финансирование договора со стороны инвестора, либо обоюдное вложение денежных средств инвестора (концессионера) и органа власти (концедента), иными словами – софинансирование. Но никак не стопроцентное финансирование со стороны государства.

«В ситуациях, когда затраты на строительство или реконструкцию объекта концессии в полном объеме оплачиваются из бюджета, должна проводиться закупка в соответствии с законодательством о контрактной системе. Дело по строительству дороги в Башкирии стало ярким подтверждением несовершенства концессионного законодательства, порождающего возможность для злоупотребления со стороны организаторов торгов путем подмены закупки по госзаказу концессией», - отметил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.

Это не единственный пример нарушения, допущенного на торгах по заключению концессионного соглашения. Так, Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ограничило количество участников конкурса на концессию по созданию и эксплуатации в регионе систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД, установив необоснованные требования о наличии у них опыта финансирования.

Напомним, к участию в конкурсе допускались только те организации, которые ранее уже финансировали по концессионным или другим аналогичным соглашениям создание объектов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. При этом объем такого финансирования, как было заявлено в документации, должен был составлять не менее 600 млн руб.

«Такое требование неправомерно и необоснованно, поскольку под него не попадает значительное количество компаний, имеющих опыт исполнения аналогичных работ по госзаказу, которые в связи с отсутствием авансирования из бюджета, изначально выполняются за счет собственных и привлеченных средств компаний. Кроме того, прежний «опыт финансирования» не заменяет необходимость финансирования сегодня и не свидетельствует о наличии у участника достаточных денежных средств на данный момент. Пробелы, существующие в действующем законодательстве о концессиях, позволяют организаторам торгов предъявлять к участникам непрозрачные, субъективные, неадминистрируемые требования, в результате чего торги на концессию зачастую проводятся под конкретного участника», - продолжил Рачик Петросян.

Отметим, данная позиция ФАС России о недопустимости установления к участникам торгов на заключение концессионных соглашений подобных требований поддержана судом.