• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Карельское УФАС России выдало Администрации Петрозаводского городского округа предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства и ограничения конкуренции на рынке услуг в сфере похоронного дела

В ноябре 2016 года Администрация Петрозаводского городского округа внесла изменения в ранее изданное ей постановление (2012 года), регламентирующее Порядок деятельности общественных кладбищ Петрозаводского городского округа.

Администрация Петрозаводского городского округа путем внесения изменений в Порядок деятельности кладбищ наделила себя правом принятия решения (возможностью) о проведении конкурса по отбору исполнителя, который будет оказывать ритуальные услуги по погребению и осуществлять функции «администрации кладбища», получив при этом возможность в одностороннем, неурегулированном Положением о деятельности кладбищ, порядке диктовать условия осуществления конкурентного вида деятельности иным хозяйствующим субъектам.

Вышеуказанные действия Администрации Петрозаводского городского округа содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На момент внесения изменений в Порядок деятельности кладбищ органом местного самоуправления уже была определена специализированная организация, - ПМУП «Мемориал», одним из видов деятельности которого является обеспечение населения г.Петрозаводска всесторонними услугами в сфере похоронного дела.

Системный анализ норм Закона «О погребении и похоронном деле» свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями, что следует из статей 9, 10 Закона о погребении и подтверждено позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.09.2008 №12027/07.

Кроме того, родственники умерших, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Руководствуясь статьей 391 ФЗ «О защите конкуренции», Карельское УФАС России выдало Администрации Петрозаводского городского округа предупреждение о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения в Порядок деятельности кладбищ изменений и дополнений (в том числе: исключить право Администрации Петрозаводского городского округа на проведение вышеуказанного конкурса; предусмотреть право оказания услуг по погребению специализированными службами по вопросам похоронного дела или иными коммерческими организациями, оказывающими услуги по погребению;  предусмотреть, что погребение осуществляется после заключения договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела или с иными коммерческими организациями, оказывающими услуги по погребению; предусмотреть возможность оказания услуг по перезахоронению останков специализированной организацией по вопросам похоронного дела или иной коммерческой организацией, оказывающей услуги по погребению; определить Порядком деятельности кладбищ процедуру по согласованию иными лицами выполнения работ по установке надмогильных объектов (сооружений).

Срок исполнения предупреждения – 06 апреля 2017 года.

 

 

Справка:

*Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам    местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются:

- введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (п. 1);

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (п. 2);

- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п. 5);

- создание дискриминационных условий (п. 8).

 

** С вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета» расширился институт предупреждения. Теперь предупреждение распространяется на органы власти и недобросовестную конкуренцию. Если предупреждение не исполнено, антимонопольный орган возбуждает в течение 10 дней дело о нарушении антимонопольного законодательства.

  Институт предупреждения направлен на предупреждение органа власти о возможном нарушении   антимонопольного законодательства и не налагает на него каких-либо обязательств при своевременном  исполнении.