Карельское УФАС России выдало МУП «УК «Питкяранта» предупреждение о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства в сфере оказания услуг по погребению

Постановлением Администрации Питкярантского городского поселения (далее - Администрация) №96-п от 21.03.2016 МУП «УК «Питкяранта» наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Питкярантского городского поселения.

Несмотря на присвоение предприятию статуса специализированной службы, в его Уставе не закреплена обязанность по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению.

Из представленных муниципальным предприятием пояснений и документов следует, что МУП «УК Питкяранта» делегированы полномочия по  регистрации умерших граждан;  выделению места для захоронения на городском кладбище; оформлению (продлению) брони на место под захоронение.

Постановлением Администрации №354-п от 10.11.2014 «Об утверждении тарифов по организации ритуальных услуг (выделение места для захоронения на городском кладбище) на территории Питкярантского городского поселения, с 01 января 2015 года для МУП «УК «Питкяранта» был утвержден тариф по организации ритуальных услуг (выделение места для захоронения на городском кладбище) на территории Питкярантского городского поселения в размере 450 рублей.

На основании данного постановления МУП «УК «Питкяранта» был издан Приказ №139-П от 08.12.2014 об утверждении вышеуказанного тарифа в размере 450 рублей.

Таким образом, МУП «УК «Питкяранта» взимало с граждан денежные средства за предоставление земельного участка для погребения умершего.

В силу части 1 статьи 7 Закона о погребении, на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления бронирования земельных участков для погребения.

Деятельность в области архивного дела,  в том числе хранение и ведение книги регистрации захоронений являются исключительными полномочиями органа местного самоуправления, которые не подлежат передаче хозяйствующим субъектам.

В силу пункта 9 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»  органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Карельское УФАС России установило, что специализированной службе по вопросам похоронного дела (МУП «УК «Питкяранта») как хозяйствующему субъекту, фактически были переданы функции и права органа местного самоуправления в сфере организации похоронного дела, в том числе разрешительно-согласовательного и контрольно-распорядительного характера.

Указанные действия противоречат требованиям действующего законодательства и приводят к предоставлению отдельному хозяйствующему субъекту - МУП «УК Питкяранта» преимущественных условий осуществления деятельности, а также нарушают права граждан (потребителей) на бесплатное получение муниципальных услуг.

Таким образом, в действиях МУП «УК «Питкяранта» содержатся признаки нарушения пункта 9 части 1 статьи  15 ФЗ «О  защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 39.1  ФЗ «О защите конкуренции», Карельское УФАС России выдало МУП «УК «Питкяранта» предупреждение от 06.07.2017 о необходимости в срок до 06 сентября 2017 года совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем отмены  Приказа №139-П от 08.12.2014 об утверждении тарифов по организации ритуальных услуг (выделение места для захоронения на городском кладбище) на территории Питкярантского городского поселения.

 

Справка: С вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета» расширился институт предупреждения. Теперь предупреждение распространяется на органы власти и недобросовестную конкуренцию. Если предупреждение не исполнено, антимонопольный орган возбуждает в течение 10 дней дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Институт предупреждения направлен на предупреждение органа власти о возможном нарушении антимонопольного законодательства и не налагает на него каких-либо обязательств при своевременном исполнении.