Карельское УФАС России выдало Администрации Питкярантского городского поселения предупреждение о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства в сфере оказания услуг по погребению

По результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя, оказывающего ритуальные услуги на территории Питкярантского городского поселения, было установлено, что на территории поселения номинально существуют две специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Постановлением Администрации Питкярантского городского поселения (далее - Администрация) №96-п от 21.03.2016 МУП «УК «Питкяранта» наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Питкярантского городского поселения.

Несмотря на присвоение Администрацией МУП «УК Питкяранта» статуса специализированной службы, в Уставе предприятия не закреплена обязанность по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению.

Напротив, из договора возмездного оказания услуг от 04.03.2013, заключенного между Администрацией и ИП В* следует, что гарантированный перечень услуг по погребению оказывает данный индивидуальный предприниматель, который поименован в договоре в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела. Согласно условиям договора, Администрация возмещает указанному хозяйствующему субъекту стоимость оказанных услуг после предоставления счета-фактуры.

Из представленных муниципальным предприятием пояснений и документов следует, что МУП «УК Питкяранта» делегированы полномочия по  регистрации умерших граждан;  выделению места для захоронения на городском кладбище; оформлению (продлению) брони на место под захоронение.

На основании постановления Администрации №354-п от 10.11.2014 «Об утверждении тарифов по организации ритуальных услуг (выделение места для захоронения на городском кладбище) на территории Питкярантского городского поселения, с 01 января 2015 года для МУП «УК «Питкяранта» был утвержден тариф по организации ритуальных услуг (выделение места для захоронения на городском кладбище) на территории Питкярантского городского поселения в размере 450 рублей.

Деятельность в области архивного дела,  в том числе хранение и ведение книги регистрации захоронений являются исключительными полномочиями органа местного самоуправления, которые не подлежат передаче хозяйствующим субъектам.

В силу части 1 статьи 7 Закона о погребении, на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления бронирования земельных участков для погребения.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг,  запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу пункта 9 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»  органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

В силу части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»,  запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Карельское УФАС России установило, что специализированной службе по вопросам похоронного дела (МУП «УК «Питкяранта») как хозяйствующему субъекту, фактически переданы функции и права органа местного самоуправления в сфере организации похоронного дела, в том числе разрешительно-согласовательного и контрольно-распорядительного характера.

Указанные действия противоречат требованиям действующего законодательства и приводят к предоставлению отдельному хозяйствующему субъекту - МУП «УК Питкяранта» преимущественных условий осуществления деятельности, а также нарушают права граждан (потребителей) на бесплатное получение муниципальных услуг.

Таким образом, в действиях Администрации содержатся признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 15 ФЗ «О  защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 39.1  ФЗ «О защите конкуренции», Карельское УФАС России выдало Администрации предупреждение от 06.07.2017 о необходимости в срок до 06 сентября 2017 года совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Справка: С вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета» расширился институт предупреждения. Теперь предупреждение распространяется на органы власти и недобросовестную конкуренцию. Если предупреждение не исполнено, антимонопольный орган возбуждает в течение 10 дней дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Институт предупреждения направлен на предупреждение органа власти о возможном нарушении антимонопольного законодательства и не налагает на него каких-либо обязательств при своевременном исполнении.