ФАС России представила обзор наиболее частых нарушений в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции

Чаще всего выявляются нарушения в сфере распространения рекламы по сетям электросвязи, в сферах рекламы лекарственных средств и финансовых услуг

По словам начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николая Карташова, в этих сегментах больше всего отступлений от рекламного законодательства за последние несколько лет. (ссылка https://fas.gov.ru/press-center/media-arxiv/videoarchive/video.html?id=631).

В рекламе лекарственных средств часто встречаются нарушения в содержании рекламы, когда информация в ней не соответствует характеристикам товара или инструкции по применению таких средств.

Компании, оказывающие финансовые услуги, злоупотребляют использованием в рекламе мелкого, невоспринимаемого шрифта, что является ненадлежащим доведением должной информации до потребителя.

Существенную долю нарушений в сфере рекламы составляет распространение недостоверной, вводящей в заблуждение, недобросовестной рекламы. В каждом пятом рекламном объявлении рекламодатель искажает объективные сведения о рекламируемом товаре, замалчивая часть существенной информации, или сообщает несоответствующие действительности сведения о собственных товарах и товарах конкурентов, или необоснованно преувеличивает достоинства и преимущества рекламируемого товара.

Справочная информация Карельского УФАС России:

За 9 месяцев 2017 года Управлением рассмотрено 101 заявление о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. По результатам рассмотрения  заявлений возбуждено 36 дел, по итогам  которых  30 реклам  были признаны  ненадлежащими в связи  с нарушением при их  распространении  требований законодательства о рекламе.

На нарушителей  наложены  штрафные санкции на общую сумму 653,5 тыс. рублей, из которых в настоящее время  взыскано 484 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что в связи  с  внесением изменений в КоАП РФ, предусматривающих  возможность замены административного штрафа наказание в виде  предупреждения, Управлением  в отчетном периоде по 16 делам применено административное наказание в виде предупреждения.

Наиболее распространенные нарушения:

- распространение рекламы посредством SMS-сообщений без согласия абонентов;

- реклама товаров дистанционным способом продажи (продажа товаров путем заказа по телефону) без указания обязательных требований о продавце (наименование, место нахождение, ОГРН);

- недобросовестная и недостоверная реклама по различным основаниям, указанным в статье 5 ФЗ «О рекламе».

В качестве примера, хотелось бы отметить, что в 2017 году Управлением рассмотрено 2 дела о нарушении законодательства о рекламе в отношении ИП Калачева И.Д., ИП Сенькина А.А. по факту распространения рекламных листовок о необходимости поверки приборов учета воды. При этом в листовках содержалось указание на «Единую городскую службу по учету водоснабжения», а также сведения о о датах коллективной поверки приборов учета, и начислении платы за ресурс по нормативу в случае истечения межповерочного периода.

Необходимо отметить, что Карельским УФАС России и в 2016 году рассматривались дела по фактам распространения рекламы аналогичного содержания на территории г. Петрозаводска, а также на территории других субъектов Российской Федерации, по которым были приняты решения о признании рекламы ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ФЗ «О рекламе», а именно:

- указаны сведения о лице, которое не зарегистрировано в качестве юридического лица, тогда как фактически услуги, обозначенные в листовках, оказываются индивидуальными предпринимателями (в каждый раз разными);

- отсутствует существенная информация об оказываемой услуге (индивидуальные предприниматели не вправе проводить работе по поверке приборов учета коммунальных ресурсов. Для оказания данной услуги они заключают договоры с фирмой, находящейся в г. Санкт-Петербурге (в некоторых случаях).

Следует отметить, что поверка прибора учета необходима для того, чтобы удостовериться, что счетчик, верно фиксирует потребление воды. Межповерочный интервал исчисляется с даты заводской поверки, указанной в техническом паспорте счетчика, или даты последней поверки аккредитованной организацией.

Таким образом, факт получения такого рода листовки не свидетельствует о безусловной обязанности по поверке прибора учета или его замене. При принятии решения о проведении поверки или замене прибора учета необходимо удостовериться в истечении указанных сроков, проверив их по паспорту, акту о введении прибора учета в эксплуатацию.

Кроме того, информация об истечении межповерочного интервала прибора учета указывается в квитанциях, выставляемых ООО «КРЦ» на оплату услуг водоснабжения и водоотведения.

Любые уведомления сторонних организаций могут носить лишь рекламный характер.

Услуги по поверке счетчиков имеет право оказывать аккредитованная организация. В Петрозаводске правом поверки и калибровки средств измерения обладает Центр стандартизации, метрологии и испытаний (ФБУ «Карельский ЦСМ»). Метрологическая служба Центра аккредитована в Российской системе калибровки.

Также хотелось бы отметить, что Управление не вправе запретить распространение рекламы о поверке приборов учета, вправе лишь выдать предписание о прекращении распространении рекламы с нарушением ФЗ «О рекламе».

В июне 2017 года комиссия Карельского УФАС России вынесла решение о признании ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», рекламы ПАО КБ «Банк Восточный».

Реклама распространялась посредством SMS-сообщения без согласия абонента.

Решение не оспаривалось.

Постановлением от 08.08.2017 по делу об административном правонарушении ПАО КБ «Восточный» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 400 тыс.  руб.  по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

При привлечении к административной ответственности было учтено, что банк уже неоднократно привлекался к административной ответственности за данное правонарушение, что было учтено в качестве отягчающих вину обстоятельств.

В настоящее время штраф  оплачен  банком-нарушителем в полном объеме.

Примеры выявления  фактов  недобросовестной конкуренции:

В мае 2017 года Карельское УФАС России выдало предупреждение ОАО «АльфаСтрахование» об устранении причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения.

Решение о выдаче предупреждения принято по результатам рассмотрения заявления ПАО СК «Росгосстрах». В ходе рассмотрения заявления установлено, что ОАО «АльфаСтрахование» при подсчете итоговой суммы страховой премии указало КБМ с понижающим коэффициентом на следующий страховой год, предложив более низкую цену контракта.

В данных действиях содержатся признаки нарушения пункта 4 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции».

ОАО «АльфаСтрахование» предупреждение исполнило.