• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

ФАС России усовершенствовала порядок подключения к газораспределительным сетям

30 января 2018 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление1, которое изменяет порядок подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.
 
Новые правила подключения ФАС России разработала в рамках исполнения «дорожной карты» по повышению доступности энергетической инфраструктуры. Постановление охватывает более 75% мероприятий, предусмотренных «дорожной картой»2.
 
Одним из ключевых направлений деятельности антимонопольного органа стала выработка нового порядка осуществления технологического присоединения к газораспределительным сетям.
 
Первой и ключевой задачей поставленной перед ФАС России являлось реализация принципа недискриминационности к потребителям, имеющим намерение использовать газотранспортную инфраструктуры, а также снизить стоимость и продолжительность осуществления присоединения.
 
Общая логика осуществления технологического присоединения была сохранена, по сути, новый порядок исправляет имевшиеся ранее неточности, и приводит к гармонизации отраслевого законодательства, что положительно сказывается на доступности энергетической инфраструктуры.
 
Внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства России, направленные на сокращение сроков и совершенствование процедуры подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения. В частности, установлена возможность приема заявок потребителей на технологическое присоединение через интернет с возможностью отслеживания исполнения запроса о предоставлении технических условий, заявки о заключении договора на подключение и мероприятий по подключению.
 
Усовершенствована система учёта и раскрытия информации о подключении потребителей к сетям газораспределения. На газораспределительные организации возложена обязанность по раскрытию информации в части основных этапов поступления и обработки заявок потребителей на подключение. Кроме того, за газотранспортной организацией закреплена обязанность по раскрытию информации о дефиците пропускной способности в точках выхода из системы магистральных газопроводов. Общедоступность сведений о дефиците пропускной способности позволяет дополнительно сократить срок осуществления присоединения ввиду отсутствия необходимости проводить анализ наличия технической возможности присоединения для отдельного заявителя.
 
Значительно был расширен перечень заявителей3, относящихся к первой категории , и сокращены сроки осуществления технологического присоединения для этой группы до 9 месяцев.
 
Также были сокращены сроки выдачи проектов договоров на подключение между заявителем и газораспределительной организацией с 20 до 15 рабочих дней (в случае отсутствия необходимости строительства сети газораспределения до участка заявителя до 5 рабочих дней), а также утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с 30 до 22 рабочих дней.
 
Снижены предельные сроки подключения, когда требуется только фактическое присоединение.
 
«Эти нововведения позволят добиться положительной динамики увеличения количества подключений к газораспределительным сетям. Существенная оптимизация порядка подключения, сокращение сроков, снижение стоимости подключения, а также повышение прозрачности раскрываемой субъектами естественной монополии информации, предусмотренное изменениями, позволит добиться целей Дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» в части развития предпринимательства и обеспечения конкуренции в Российской Федерации. В рамках постоянной работы ФАС России по совершенствованию законодательства в сфере газоснабжения в ближайшее время будут приняты новые формы раскрытия информации инфраструктурных организаций», - пояснил начальник Управления регулирования ТЭК Дмитрий Махонин.
 
Кроме того, изменения усовершенствовали механизм перераспределения неиспользуемой (но забронированной потребителем) мощности в адрес других заявителей, порядок оформления (переоформления) документов, подтверждающих факт технологического присоединения и соответствующие максимальные объёмы потребления газа газоиспользующим оборудованием, порядок внесения платы за технологическое присоединение в случае задержек заявителем выполнения мероприятий по договору о подключении.
 
Установлена возможность определения предварительного размера платы за технологическое присоединение по объектам, относящимся к категории «индивидуальный проект», на основании укрупненных цен строительства сети газораспределения. Кроме того, отменена возможность корректировки платы определяемой по стандартизированным тарифным ставкам в большую сторону после разработки проектной документации.
 
Также в части определения стоимости подключения определено, что необходимость выполнения мероприятий по прокладке газопроводов с применением бестраншейных методов не является основанием для утверждения стоимости подключения по «индивидуальному проекту», соответствующие виды работ учитываются при установлении платы за технологическое присоединение по стандартизированным тарифным ставкам. В случае если размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение для «льготной категории» ниже минимального уровня платы за технологическое присоединение, размер платы устанавливается на экономически обоснованном уровне, то есть ниже 20 тысяч рублей.
 
Соответствующие изменения внесены в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям4, Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам5, Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения6.
 
«Принятие изменений обеспечит доступность подключения к газораспределительным сетям, будет способствовать снижению стоимости подключения, что благотворно отразится на развитии бизнеса и социальной сферы. Параллельно ФАС России проводит работу по реализации в Тюменской области «пилотного проекта» в рамках программы эффективной газификации», - отметил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.«ФАС России продолжит системную работу по совершенствованию нормативных актов, регламентирующих подключение, в том числе закреплению положительных результатов «пилотного проекта» в части сокращения сроков подключения и обнуление его стоимости, которая позволит увеличить темпы газификации потребителей России, - продолжил замглавы службы. - Кроме того, ФАС России разработана методика расчета платы за подключение, которая в настоящее время проходит апробацию в нескольких субъектах Российской Федерации и будет рассмотрена на ближайшем заседании Методического совета по тарифному регулированию ФАС России».
 

[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 82 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры»

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»

[3]  К первой категории относятся заявители с максимальным часовым расходом газа газоиспользующего оборудования не более 20 куб. м/час включительно при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давление не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой составляет не более 200 метров

[4] Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021

[5] Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 872

[6] Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.