Карельское УФАС России выдало Администрации Кондопожского городского поселения предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства в сфере ритуальных услуг

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Карельским УФАС России был проведен анализ актов, принятых Администрацией Кондопожского городского поселения, регулирующих вопросы организации ритуальных услуг на территории  поселения:

- Регламент деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Кондопожского городского поселения, утвержден Постановлением Главы Кондопожского городского поселения от 08.02.2008 №2;

- Правила содержания и эксплуатации кладбищ Кондопожского городского поселения, утверждены Решением Совета Кондопожского городского поселения от 28.10.2010 №4;

- Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Кондопожского городского поселения», утвержден Постановлением администрации Кондопожского городского поселения от 27.08.2012 №52.

Установлено, что в настоящий момент ИП Кузнецова О.Н. является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Кондопожского городского поселения (непрерывно с 2008 года), лицом, осуществляющим функции по содержанию и эксплуатации общественных городских кладбищ Кондопожского городского поселения, а, следовательно, администрацией кладбища, а также получателем субсидии на возмещение затрат по погребению умерших.

Карельское УФАС России пришло к выводу, что действия Администрации по проведению так называемого «закрытого конкурса по отбору специализированной организации по вопросам похоронного дела» без установления надлежащего порядка и условий отбора, критериев оценки, сроков, на который отбирается такая организация и последующее издание распоряжения о присвоении такого статуса ИП Кузнецовой О.Н. (без установления срока его действия) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции по рынке ритуальных услуг, поскольку предоставляют ИП Кузнецовой О.Н. возможность бессрочного оказания услуг по погребению, тем самым лишая иных хозяйствующих субъектов - конкурентов предпринимателя возможности претендовать на получение аналогичного статуса, оказания услуг по погребению.

ИП Кузнецова О.Н., являясь одновременно специализированной службой по вопросам похоронного дела и подрядной организацией на выполнение работ по содержанию кладбищ, а соответственно, администрацией кладбища, производит погребение умерших, оформляет заказы на захоронения, осуществляет отвод земельных участков для захоронения, регистрирует каждое захоронение в книге установленной формы; согласовывает установку и замену надгробных сооружений. К обязанностям ИП Кузнецовой О.Н. отнесена подготовка могил и захоронение умерших.

В силу положений действующего законодательства, хранение и ведение книги регистрации захоронений, отвод земельных участков для погребения являются исключительными полномочиями органов местного самоуправления. Данные полномочия также могут осуществляться муниципальным бюджетным учреждением, которое не осуществляет деятельность, приносящую ему доход.

В рассматриваемом случае Администрацией фактически переданы ИП Кузнецовой О.Н. функции и права органа местного самоуправления в сфере организации похоронного дела, входящие в компетенцию только органа местного самоуправления, в том числе разрешительно- согласовательного и контрольно-распорядительного характера.

Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях Администрации признаков нарушения пункта 8 части 1, части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 391 ФЗ «О защите конкуренции», Карельское УФАС России выдало Администрации предупреждение о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения изменений в вышеуказанные нормативно-правовые акты (приведение их в соответствие с требованиями действующего законодательства); разработки акта, определяющего лицо (структурное подразделение органа местного самоуправления), осуществляющее функции по отводу земельных участков для захоронения, по учету и регистрации мест захоронений, либо создания (наделение уже созданного) муниципального казенного учреждения, не осуществляющего коммерческой деятельности, такими функциями; утверждения нового Положения отбора специализированной организации по вопросам похоронного дела, предусматривающего порядок и условия отбора указанной службы посредством проведения открытого конкурса, либо создание такой службы на основании требований действующего законодательства.

 

Срок исполнения предупреждения – 20 мая 2018 года.

 

 

Справка:

* Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий (п. 8).

В силу части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, , а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

 

** С вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета» расширился институт предупреждения. Теперь предупреждение распространяется на органы власти и недобросовестную конкуренцию. Если предупреждение не исполнено, антимонопольный орган возбуждает в течение 10 дней дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Институт предупреждения направлен на предупреждение органа власти о возможном нарушении антимонопольного законодательства и не налагает на него каких-либо обязательств при своевременном исполнении.