Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения 15.03.2018

Обращение Руководителя Карельского РОО «Опора России» Андрея Фицева.

Руководитель Карельского РОО «Опора России» Андрей Фицев в своем выступлении довел до участников мероприятия информацию о результатах мониторинга состояния конкурентной среды в регионе, проведенного данной общественной организацией. Он рассказал, что:

«ОПОРА РОССИИ» подготовила и направила в ФАС России письмо, в котором изложила результаты мониторинга состояния предпринимательского климата в стране, а также ряд предложений по его улучшению. Информация была направлена в рамках подготовки ежегодного Доклада ФАС России о состоянии конкуренции. 

Антимонопольное ведомство ежегодно готовит Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, куда входят оценки предпринимательских сообществ и отражаются основные проблемы и перспективы развития товарных рынков, содержатся предложения по повышению эффективности их функционирования. В связи с этим «ОПОРА РОССИИ» провела опрос, по итогам которого были выявлены проблемы, наиболее остро влияющие на конкуренцию. Опрос проходил анонимно и ставил целью выявить основные проблемы в конкуренции, а также сформировать предложения, направленные на их решение.

По итогам опроса были выявлены отрасли, в которых респонденты отмечали наибольшее усиление конкуренции, а также те, в которых изменений не было заметно. Предприниматели также дали свою оценку конкуренции. Поскольку количество конкурентов и состояние конкурентной среды влияют на общее состояние бизнеса, респонденты отвечали на вопрос о росте количества конкурентов.

Основываясь на итогах исследования, «ОПОРА РОССИИ» сформировала ряд предложений по отраслям. Например, в связи с тем, что государственные медучреждения находятся в более выигрышном фискальном положении, в целях развития конкуренции и стимулирования развития частной сферы здравоохранения, предлагается сделать бессрочным льготный период, в который частные медучреждения могут применять налоговую ставку 0% налога на прибыль.

Кроме этого, «ОПОРА» предлагает выработать жесткие правила формирования лотов при госзакупках, которые предусматривали бы обязательное разделение лота, в случае если имеется возможность и превышается предельная сумма. Это позволит решить проблему укрупнения лотов с ценой, которая на этапе подачи заявки отсекает участников, не имеющих достаточного объема финансовых ресурсов.

По-прежнему острой проблемой для предпринимателей остается своевременная оплата по госконтрактам за поставленный товар или оказанные услуги. «ОПОРА РОССИИ» видит решение в том, чтобы резервировать оплату по госконтрактам на специальных счетах (эскроу-счетах) сразу после заключения договора.      

Отдельное внимание уделено сфере торговли. «ОПОРА РОССИИ» предлагает внести торговлю в розницу хлебобулочными изделиями в киосках в перечень организаций, которые с учетом специфики своей деятельности могут производить расчеты без применения ККТ. Вместе с тем организация считает необходимым введение законодательного запрета возврата нереализованных в срок продовольственных товаров ограниченного срока годности. Это позволит защитить поставщика от повсеместных требований сетевого ритейла по выкупу или возврату нереализованной продукции.

 

Вопрос: Какова ситуация с исполнением предупреждений ФАС России в отношении сотовых операторов связи ( международный и внутренний роуминг?   

Ответ: В настоящее время  поскольку ранее выданные предупреждения не исполнены, ФАС России приняла решение о возбуждении  в отношении « большой тройки» сотовых операторов ( «Мегафон», МТС, « Вымпелком») дел о нарушении антимонопольного законодательства. По итогам рассмотрения в случае установления нарушения, возможна выдача предписания, о перечислении в бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Отметим, что в конце декабря ФАС установила, что предложения ТЕЛЕ 2 соответствуют требованиям предупреждения, продлив срок исполнения до 31 мая 2018 года в связи с необходимостью  технической реализации изменений тарифов. Информация по данному вопросу регулярно размещается  на официальном  сайте ФАС России.

Вопрос: Отношение ФАС России к увелечению количества ГУПов  и МУПов на конкурентных рынках?

Ответ: В рамках реализации положений Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 г.г. (утвержден Указом президента РФ № 618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики  по развитию конкуренции») предполагается принятие ряда законопроектов. В частности, в некоторых из них идет речь об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, защите от прямого или косвенного приобретения государством акций и долей компаний на конкурентных рынках. Данные изменения должны положительно сказаться на  функционировании предприятий малого и среднего бизнеса. В настоящее время соответствующие законопроект проходят завершающие стадии согласования в Правительстве РФ. С дополнительной актуальной информацией о ходе реализации положений Национального  плана развития конкуренции в РФ – можно ознакомиться на официальных сайтах ФАС России и Карельского УФАС России.

Вопрос: Об одинаковой цене на сырье (лес) для предприятий, ориентированных на внешний и внутренний рынок?

Ответ: В связи с отсутствием в Управлении соответствующей информации, выражаем готовность рассмотреть обозначенный в анкете вопрос на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства при условии направления в наш адрес более подробной информации, а именно о хозяйствующих субъектах, действующих на указанных товарных рынках и конкретных действиях этих субъектов.

Вопрос: О разъяснении требований действующего законодательства о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации (в части урегулирования правоотношений с третьими лицами при согласовании проектной документации на строительство объектов электросетевого хозяйства при пересечении их с газораспределительными сетями).

Ответ: Карельское УФАС России на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, а также информационного письма ФАС России от 04.08.2017 №АГ/53653/17, перенаправило анкету с вопросом в ФАС России, заданным представителем на Публичных обсуждениях, о разъяснении требований действующего законодательства о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации.

Вопрос: О начислении неустойки (пени, штрафы) гарантирующими поставщиками в связи с просрочкой уплаты авансовых платежей?

Ответ: Территориальные органы ФАС России, к каковым относится Управление, при осуществлении функции руководствуются Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15 (в редакции от 13.12.2016). В соответствии с указанным положением территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению требований действующего законодательства.

Вместе с тем, полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -  ГК РФ)  по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Одним из способов обеспечения исполнения обязательства является неустойка (статья 329 ГК РФ).

В силу статьи 330 ГК РФ при просрочке исполнения должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором неустойку.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 №35 «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Из положений приведенной нормы следует, что неустойка подлежит начислению за нарушение срока оплаты переданной электрической энергии, объем которой к моменту наступления этого срока определен.

В соответствии с пунктами 40, 44, 65(1), 79 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения),   поставка электроэнергии разбивается на расчетные периоды, равные одному месяцу. Определение объема взаимных обязательств энергоснабжающей организации и потребителя электроэнергии (в том числе объема поставленной электроэнергии и, как следствие, ее стоимости) осуществляется по итогам каждого расчетного периода.

Нормативный порядок расчетов за электроэнергию, поставляемую гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией), предусматривает два промежуточных платежа до 10-го и до 25-го числа расчетного месяца (то есть месяца, в котором осуществляется поставка), и окончательный платеж до 18-го числа месяца, следующего за расчетным.

При этом фактически поставленный объем определяется за расчетный период и оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за расчетным (пункты 82, 83, 136 Основных положений №442). Соответственно, для целей расчетов юридический факт передачи энергии как товара возникает по окончании расчетного периода в момент фиксации объема поставки.

Факт поставки электроэнергии ни к 10-му, ни к 25-му числу не подлежит фиксации, а обязанность покупателя оплатить предварительный платеж, исчисленный от ориентировочного объема поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не корреспондирует обязанности поставщика электроэнергии поставить к этой дате определенное ее количество (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2016 №305-ЭС16-8210).

Таким образом, Законом об электроэнергетике не предусмотрено право энергоснабжающей организации производить начисление законной неустойки за просрочку внесения потребителем авансовых платежей в срок до 10-го и до 25-го числа расчетного месяца.

Вместе с тем, исходя из положений статей 1, 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Положениями ГК РФ и законодательства в сфере энергоснабжения не ограничено право энергоснабжающей организации начислять неустойку за нарушение потребителем сроков промежуточных платежей при наличии об этом соответствующего условия в договоре энергоснабжения.