Избыточные требования к участникам влекут отмену закупки
Комиссия Карельского УФАС России рассмотрело жалобу ООО НПО «Хайдекс» на действия заказчика – ФБУ «Администрация «Беломорканал» при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса работ по декларированию безопасности СГТС гидроузлов №№ 5,10,15. (извещение № 0306100005918000037).
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 517 630,00 руб.
Заявитель указывал в жалобе, что работы по декларированию безопасности СГТС гидроузлов №№ 5,10,15 не относятся к видам работ, которые, согласно Градостроительному кодексу РФ, могут выполняться только членами саморегулируемых организаций в области проектных работ.
Заказчик при рассмотрении жалобы настаивал на необходимости включения для участника требования о наличии СРО в области проектирования.
Карельским УФАС России в рамках рассмотрения жалобы сделан запрос в адрес трех экспертных центров, включенных в соответствующий реестр Ростехнадзора (находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: http://www.gosnadzor.ru/energy/safety/expert_center/), о наличии требований к лицам, осуществляющим декларирование безопасности гидротехнических сооружений, в том числе, по наличию лицензии, членства в саморегулируемой организации и т.д.
Согласно ответам ООО «НПФ «КАРБОН» (г. Санкт – Петербург), ООО «Промэкспертиза» (г. Петрозаводск), действующими нормативными правовыми актами установлено, что декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их выводе из эксплуатации, составляется их собственниками или эксплуатирующей организацией. Более конкретных требований к организациям – разработчикам декларации безопасности ГТС законодательством не установлено.
При этом, наличие либо отсутствие у такой организации членства в саморегулируемых организациях не имеет значения для получения положительного заключения экспертизы.
Рассмотрев документы в совокупности Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что действующее законодательство не содержит императивной обязанности к наличию у участника закупки – разработчика декларации членства в саморегулируемой организации в области проектирования. Следовательно, такие требования к участникам закупки, установленные Заказчиком в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются избыточными и могут ограничивать количество участников закупки.
В действиях Заказчика содержится нарушение требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчику ФБУ «Администрация «Беломорканал» было выдано предписание о внесении изменений в документацию об электронном аукционе, в части отмены незаконного требования о наличии СРО в области проектирования.