Рассмотрено дело о ненадлежащей рекламе услуг по поверке приборов учета, распространяемой в городах Архангельске, Перми, Новосибирске и Хабаровске

Решением комиссии Карельского УФАС России от 23 мая 2018 года по делу №03-02/05-2018 реклама, распространяемая в виде листовок с информацией о проведении процедуры поверки индивидуальных приборов учета воды и о необходимости согласования гражданами даты и времени проведения процедуры поверки приборов учета воды признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Необходимо отметить, что в декабре 2017 года и в январе 2018 года в адрес Карельского УФАС России поступили заявления физических лиц о распространении в городах Архангельске, Перми, Новосибирске, Хабаровске идентичных информационных уведомлений (за исключением, даты, исходящего номера информационных уведомлений и номеров телефонов) рекламного характера следующего вида и содержания:

В указанных листовках обращает на себя внимание то, что оформлены они с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении уведомлений жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к собственникам.

Использованные в листовках фразы («… работы по поверке будут производиться с … по …», «… Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону….», «обращаем ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета, а также нарушение на них пломб, категорически запрещено!»), в сочетании с коммерческим наименованием: «Единая Городская служба по учету водоснабжения»; графическим исполнением листовок, сходным с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг; ссылками на нормативные правовые акты Российской Федерации, с подписью «Главы администрации Единой городской службы по учету водоснабжения» Перишечева Е.В., таблицами с расчетами, тарифами за холодное, горячее водоснабжение, общедомовые нужды, в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление/извещение о проведении только указанной службой в городах Архангельске, Хабаровске, Краснодаре, Новосибирске и Перми планового (предназначенного для всех) мероприятия по поверке счетчиков воды, носящее обязательный характер.

В ходе рассмотрения дела комиссия Управления установила, что рекламируемые услуги по поверке приборов учета оказывала до февраля 2018 года индивидуальный предприниматель Андронова Э.А., зарегистрированная на территории Республики Карелия, сведения о котором в листовке не отражены. При этом в листовках содержится указание на «Единая городская служба по учету водоснабжения», однако организация с таким наименованием в качестве юридического лица не зарегистрирована. Вместе с тем использование в листовках указанного наименования в качестве коммерческого обозначения может вводить потребителей в заблуждение относительно действительного исполнителя услуг (ИП Андронова Э.А), в связи с отсутствуем в них соответствующей информации.

Кроме того, из текста рекламных листовок не следует, что лицо, предлагающее услуги по поверке приборов учета воды, не оказывает их лично (отсутствует аккредитация), а может предложить только услуги посредника при получении услуги по поверке прибора учета воды.

С учетом изложенного комиссия антимонопольного органа решила, что такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы.

Решение не вступило в законную силу, может быть обжаловано.

Рассматривается вопрос о привлечении рекламодателя к административной ответственности.

Справка:

  1.  в соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара;
  2. в соответствии с частью 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
  3. в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

 

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса установлена административная ответственность, в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.