Антимонопольный комплаенс в практике ведущих российских компаний

Филиал УМЦ ФАС России провел практический семинар для компании «ЕвроХим»

 

27 июля 2018г. Учебно-методический центр ФАС России (филиал, г. Москва) провел практический семинар «Антимонопольный комплаенс в системе корпоративного управления и внутреннего контроля» для руководителей и специалистов «ЕвроХим» - российской агрохимической компании, работающей на глобальном мировом рынке.

 

Открывая мероприятие, директор филиала УМЦ ФАС России (г. Москва) Евгений Уткин обратил внимание, что семинар проходит в рамках программы по адвокатированию конкуренции и профилактике нарушений антимонопольного законодательства. Учебно-методический центр ФАС России уверен, что разработка и внедрение антимонопольного комплаенса будут способствовать снижению нарушений законодательства. Буквально накануне это показала конференция «Антимонопольный комплаенс в России: о главном в преддверие появления нового института», организованная УМЦ ФАС России при поддержке Федеральной антимонопольной службы.

 

В своем выступлении начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов показал, что создание института антимонопольного комплаенса - внутренней системы предупреждения нарушений антимонопольного законодательства - является важным элементом государственной политики по развитию конкуренции. Это отражено в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 и в «Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020гг.». Соответствующие изменения планируется внести в Федеральный закон «О защите конкуренции» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, чтобы стимулировать внедрение комплаенс-систем, при чем это касается как хозяйствующих субъектов, так и органов государственной и муниципальной власти и управления.

 

Спорным остается положение о возможности смягчения ответственности за нарушения в условиях внедренной комплаенс-системы. Но международный опыт показывает, что такая практика существует, и она способствует внедрению риск-ориентированного подхода в управлении компаний, создает систему предупреждения нарушений законодательства. Как заверил Артем Молчанов, просто написать бумаги по соблюдению антимонопольного законодательства, не внедряя саму систему, не проводя обучения специалистов, но при этом рассчитывать на смягчение наказания, не получится.

 

Методология разработки и внедрения комплаенс-систем, включая необходимые корпоративные решения, политики и программы, в целом организация комплаенс-функций стали основой выступления Ларисы Пак, начальника отдела НИР и экспертных работ филиала УМЦ ФАС России (г. Москва). Имея большой опыт работы в международных компаниях, она предоставила практические рекомендации на этапе внедрения и мониторинга комплаенс-систем.

 

Александр Корниенко, начальник отдела особо важных расследований Управления по борьбе с картелями ФАС России на примере конкретных нарушений показал необходимые контрольные процедуры со стороны руководителей и специалистов компаний, возможные организационные изменения, которые наступят при внедрении комплаенс-системы.

 

Семинар завершился проектированием её участниками при помощи экспертов филиала УМЦ ФАС России (г. Москва) укрупненной карты рисков компании «ЕвроХим» с учетом требований российского законодательства и международный практики.

 

Подводя итоги мероприятия, директор по правовым вопросам компании «ЕвроХим» Валерий Сиднев отметил: «Прошедший семинар был очень полезен для представителей региональных подразделений, собравшихся в здании ФАС России. Впервые удалось столь подробно и разносторонне рассмотреть вопросы антимонопольного комплаенса в системе корпоративного управления и внутреннего контроля, получить пояснения по подготовке документов, практические рекомендации регулятора, что, безусловно, положительно скажется на качестве дальнейшей работы нашей компании».