Когда в игры с госзакупками вовлекаются органы государственной власти – это дважды нечестная конкуренция, вторая сторона которой – коррупция

В ходе семинара для представителей СМИ, который состоялся в ФАС России 30 ноября 2018 года, начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев рассказал о разновидностях картелей и тонкостях работы антимонопольного ведомства в деле борьбы с картелизацией экономики
 
«Картели – это неочевидный сговор, который проявляется по каким-то косвенным признакам. Их сложно выявить, еще сложнее доказать», - начал свое выступление Андрей Тенишев.
 
Спикер обозначил разновидности картельных сговоров – на товарных рынках, на торгах, с привлечением должностных лиц государственной власти.
 
«Цель сговора на торгах понятна – по максимально выгодной для компаний цене получить государственный контракт. Государство предполагает, что оно будет экономить, что на торгах будет конкурентная борьба, в результате которой цена снизится. Но во многих случаях этого не происходит. И речь идет не только об экономии бюджета – наличие сговоров отражается на качестве товаров и услуг, кроме того нечестно выигравший торги нечестно получает и доступ к государственным ресурсам, потому что получает очевидные конкурентные преимущества по сравнению с тем, кто этот же самый товар продает на товарном рынке», - продолжил он.
 
Начальник Управления по борьбе с картелями сообщил, что ежегодно государство тратит на закупки товаров, работ и услуг порядка 25 триллионов рублей:
 
«Это треть валового внутреннего продукта страны, которая распределяется через систему госзаказа. В силу этого картелизация системы госзакупок негативно влияет на состояние экономики в целом».
 
«Когда в эти игры с госзакупками вовлекаются органы государственной власти – это дважды нечестная конкуренция, вторая сторона которой – коррупция», - продолжил Андрей Тенишев.
 
По его словам, при сговоре на торгах цена снижается максимально на 1 %, а при равной конкуренции - на 20-22%:
 
«Это та потенциальная экономия бюджета, с одной стороны, и та картельная сверхприбыль, которая тратится куда угодно, в том числе и на подкуп государственных заказчиков».
Андрей Тенишев добавил, что ФАС России стала выявлять и сговоры о завышении начальной (максимальной) цены контракта:
 
«Это однозначное преступное деяние. И возбуждена уже целая серия уголовных дел в различных регионах страны. Многие участники этих соглашений арестованы», - сказал он.
Начальник Управления по борьбе с картелями также сообщил, что наличие подозрительно одинаковых цен – «повод подозревать нехорошее, но не обязательно картель».
 
«Есть и другие факторы, влияющие на цену – изменение налогов, сезонный спрос и прочие объективные факторы. Для нас важно не перейти какую-то грань. То есть с одной стороны мы должны защищать права потребителей от необоснованного роста цен как следствия картельных сговоров. С другой стороны, если мы начнем преследовать бизнес просто по факту одинаковых цен, то он может разориться. Поэтому мы каждый раз очень аккуратно и взвешенно подходим к доказыванию картеля. Но если мы его доказали, то санкции применяем суровые. Если речь идет о товарных рынках – это до 15% от годового оборота компании. Ежегодно ФАС России налагает на компании 3 - 4 млрд рублей штрафов за картельные сговоры», - заключил Андрей Тенишев.