Нужно соизмерять риски и выгоды цифровой экономики для конкуренции и общественного благосостояния. Рисками нужно управлять, а выгоды нужно умножать

Об этом рассказал заместитель руководителя антимонопольного ведомства в рамках Гайдаровского форума

Выступая с докладом на сессии конкуренция и конкурентная политика в условиях цифровой трансформации, он рассказал о проблемах конкуренции на цифровых рынках, а также остановился на активизации процессов, связанных с цифровой трансформацией и роли в ней человека.

«Развитие интернета, больших данных, компьютерных алгоритмов, искусственного интеллекта, самообучающихся роботов и других сфер цифровой экономики способствуют улучшению жизни. Вместе с тем, в экономике появляются игроки с рыночной властью, основанной на применении алгоритмов, больших данных, большой аналитике, использовании прав интеллектуальной собственности, повсеместного использования на этой основе технологий целевого маркетинга, не только изучая, но и формируя предпочтения у потребителей», - заметил Анатолий Голомолзин.

«Последствия цифровой трансформации в экономике значительны, здесь не обойтись символическими изменениями в законодательстве и практике его применения. Нужно соизмерять риски и выгоды цифровой экономики для конкуренции и общественного благосостояния. Рисками нужно управлять, а выгоды нужно умножать. Оценивать новую ситуацию на рынках нужно опираясь на базовые постулаты, а также учитывать, что динамичный характер изменений стал основной характеристикой рынков», - продолжил спикер.

Кроме того, он отметил, что одним из ключевых постулатов является то, что в основе экономических отношений стоит человек и группы людей с их интересами, а не простой оборот товара. И здесь необходимо учитывать, что клиповое мышление в той или иной степени стало присуще всем людям с цифровым образом жизни.

«Конкурируя за наше внимание, соцсети и сервисы часто побеждают более традиционные средства информации. Тем более что они специально запрограммированы на это, в их интерфейсе есть множество ловушек внимания: от ярких уведомлений до всплывающих окон. В результате человеческий мозг приспосабливается считывать информацию очень быстро, но не особо углубляясь. Сам процесс систематического познания становится менее интересен.
Поэтому должна измениться роль потребителей – от молчаливого согласия в участии в «массовке» Биг дата они должны стать активной стороной на рынках услуг в цифровой экономике. Иначе цифровые гиганты или отдельные страны – «законодатели мод» будут продолжать двигаться за пределы «обработки данных» к «обработке реальности», что может ставить под угрозу соблюдение фундаментальных прав и свобод. Соответственно, требуется формулирование в явном виде базовых ценностных установок экономического развития в новых условиях», 
- уточнил замглавы антимонопольного ведомства.

По словам замруководителя ФАС в ряду характеристик новой ситуации – тенденция появления на рынке таких отношений, как «человек – машина» и «машина – машина».

«Сейчас в повестке дня обсуждение вопроса о так называемом праве машин, кем будет машина (робот) субъектом или объектом права. Исходя из фундаментальных подходов, сегменты, где происходит замена человека машинами (роботами) и где происходит взаимодействие без человека (машина – машина), находятся в сфере вторичного «предметного» знания (знания в понятиях). Тем не менее эти сегменты существуют в неразрывной целостности с миром человека и человеческих отношений. Исключительно же с человеком соотносится установление «живого (цельного) знания» или первичного знания. Культивирование первичного цельного знания защищает человека в трансформируемом мире, а поставка этого подхода во главу экономической политики способствует конкурентоспособности отечественной экономики».

Замглавы ФАС в своем выступлении затронул тему соотношения реального и виртуального мира в рамках цифровой трансформации рынков. Он отметил, что ранее материальные рынки наличных товаров по цепочкам производственных и сопряженных связей влекли значительные транзакционные издержки.

«В той ситуации философское понимание «всеединства материального мира» лишь угадывались. В цифровой экономике эти свойства в условиях нулевых транзакционных издержек на глобальных рынках становятся внутренне присущими, очевидными и лежащими на поверхности. Поставка и потребление наличных товаров осуществляется исходя из решений, принятых в виртуальном мире. Нужно делать так, чтобы виртуальный мир работал на пользу реальному, а не наоборот».

«К примеру, имеет место разрыв между торговлей наличными товарами сырьевого сектора, в том числе экспортируемыми из России (нефть, газ, уголь, лес, удобрения и др.) и производными инструментами на эти базовые активы. Сырьевые товары, составляя значительную часть экспорта России, подвержены рискам ценовых манипуляций. При этом именно вокруг «бумажных» контрактов возникает основная ликвидность и формируются финансовые потоки и капиталы, которые перенаправляются в сектора экономики за пределами российской юрисдикции», - дополнил спикер.

Анатолий Голомолзин сказал о необходимости устранить разрыв между «бумажными» и физическими контрактами путем дальнейшего развития организованной (биржевой) торговли на рынках наличного товара (в том числе основных экспортируемых товаров сырьевого сектора), а также на рынках производных инструментов на эти базовые активы, и перевода ликвидности этих финансовых потоков в Российскую Федерацию с целью повышения устойчивости национальной финансовой системы и создания в Российской Федерации одного из мировых финансовых центров.

Кроме того, по его словам необходима оценка текущей ситуации процессов цифровизации не только в упомянутых, а в каждой из сфер экономической деятельности, основных тенденций ее развития, выгод и рисков от внедрения цифровых процессов, а также выработка перечня мер, направленных на оптимальные способы получения выгод и минимизации рисков. Такой подход будет способствовать новому качеству экономического роста.

В продолжении темы, заместитель руководителя ФАС указал и на необходимость учитывать происходящие процессы конвергенции между услугами телефонии, передачи данных, телерадиовещания, ОТТ-сервисов.

«В условиях конвергенции государственная политика должна быть последовательной и основываться на новых базовых принципах, таких как принцип технологической нейтральности или принцип сетевого нейтралитета. Процессы конвергенции также происходят при внедрении систем и средств ИКТ* во все сферы экономической деятельности и жизни, формируя собственно феномен цифровой трансформации экономики. Это требует от антимонопольных органов совершенствования законодательства, а также уточнения практики его применения», - заключил представитель ведомства.

В рамках своего доклада замглавы ФАС затронул вопросы появления агрегаторов, цифровых платформ, которые становятся значимыми игроками рынка, а также ситуацию, связанную с увеличением масштабов трансграничной торговли.

«Проблема состоит в отсутствие в настоящее время четкой правовой регламентации деятельности «агрегаторов/платформ», неидентифицируемых в том числе как «классические интернет – магазины». В целях разрешения проблем, когда определяют одного и того же участника правоотношений по-разному, в зависимости от сферы общественных отношений в которых он участвует, необходим единый межотраслевой подход к определению понятия «агрегатора/платформы. Эта работа ведется в настоящее время в рамках 5-го антимонопольного пакета», - разъяснил замруководителя ФАС.

Он уточнил, что за последние 5 лет доля трансграничной торговли выросла в 10 раз. Основным фактором, влияющим на рост трансграничной интернет-торговли, является популярность зарубежных торговых площадок. Одна из причин такой динамики состоит в неравных налоговых условиях деятельности отечественных и зарубежных торговых площадок и нужны изменения законодательства в этой части.

Остановился спикер отдельно на вопросе глобализации мира и значимых процессах, влияющих на подходы к регулированию рынка.

«В ряде секторов новые цифровые компании заняли доминирующие позиции, осуществляя значительное влияние на реальный сектор экономики. Так, платформы США по обороту в 6 раз превосходит аналогичные площадки азиатского региона и в 10 – европейского. В том числе в России в недостаточной степени используются возможности цифровой экономики, в то время как страны, транснациональные корпорации, активно реализующие продвижение в области цифровой экономики, получают неоспоримое преимущество в глобальном масштабе», - рассказал замглавы ФАС.

В заключительной части доклада Анатолий Голомолзин рассказал о наиболее значимых практиках антимонопольного ведомства, в числе которых отметил дело в отношении Google, Microsoft. По-новому оценивало ведомство и сделки в отношении Bayer/Monsanto, Yandex/Uber.

В свою очередь начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева отметила, что:

«При проведении анализа многосторонних товарных рынков, в частности - при определении продуктовых границ товарного рынка - мы учитывали особенности функционирования таких рынков, хотя базовые подходы, сформированные за многолетнюю практику работы, применимы и на современных цифровых рынках. Сейчас анализ требует тщательного подхода к выявлению взаимного влияния разных сторон рынка и платформ друг на друга, и более трудоемкого перспективного анализа».

Руководитель управления по интеллектуальной собственности Лаборатории Касперского Надежда Кащенко отметила, что рассмотрение ФАС России по заявлению компании прецедентного дела о нарушении компанией Майкрософт антимонопольного законодательства позволило в минимальные по мировым меркам сроки (7-8 месяцев) и с высочайшим качеством аналитической работы обеспечить условия конкуренции не только на рынках России, но и на глобальных рынках.

«На цифровую трансформацию в экономике, на поведение цифровых гигантов нельзя реагировать, опираясь на старые подходы. Здесь необходимо интеллектуальное (смарт) регулирование, где присутствует совокупность мер по развитию и защите конкуренции, только тогда мы сможем оказаться эффективными, а экономика будет прирастать. У нас есть Дорожная карта по развитию конкуренции, где прописаны базовые мероприятия, на исполнении которых сейчас сконцентрировались ФАС России, заинтересованные ведомства, представители бизнеса и экспертного сообщества. Важно также продолжать публичное обсуждение всех методологических и практических вопросов конкурентной политики в условиях цифровой трансформации», - подытожил свое выступление Анатолий Голомолзин.

Видео https://fas.gov.ru/news/26831

Примечание:

*ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации»