Карельское УФАС России вынесло предупреждение Министерству строительства, ЖКХ и энергетики РК о необходимости прекращения действий, имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства

По мнению регионального конкурентного ведомства, республиканский профильный орган исполнительной власти необоснованно делегировал часть своих полномочий коммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере ЖКХ.

Основанием для выдачи предупреждения послужило обращение в антимонопольный орган Прокуратуры Республики Карелия.

К обращению прилагались материалы, полученные надзорным ведомством в ходе проведения проверки теплоснабжающих организаций, из которых следовало, что между Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство) и ООО «Карелэнергоресурс», ГУП РК «КарелЭнергоХолдинг», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», АО «ЕРЦ», ООО «ЕИРЦ РК», НО «Фонд капитального ремонта» заключены соглашения о взаимодействии в области ЖКХ.

В связи с указанными обстоятельствами, надзорный орган просил оценить действия Министерства  по факту заключения вышеуказанных соглашений на предмет соблюдения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения обращения, факт заключения в 2018 году Министерством (Заказчиком) с вышеуказанными юридическими лицами соглашений о взаимодействии в области жилищно-коммунального хозяйства и строительства Республики Карелия подтвердился.

Карельским УФАС России было установлено, что все вышеуказанные юридические лица - вторая сторона соглашения (именуемая как Исполнитель) являются хозяйствующими субъектами применительно к положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции, за исключением - НО «Фонд капитального ремонта».

Анализ содержания соглашений о взаимодействии, заключенных с хозяйствующими субъектами и отдельных положений пункта 10 Положения о Министерстве (пункт перечисляет полномочия гос.органа), свидетельствует о частичном совмещении функций органа исполнительной власти Республики Карелия в сфере ЖКХ и функций хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Положения, регламентирующие деятельность Министерства, указывают на то, что Министерство вправе осуществлять свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации. На Министерство возложены полномочия по координации и контролю за подведомственными ему организациями (прим.: ООО «Карелэнергоресурс» не является подведомственной Министерству организацией), при этом,  не предусмотрено право делегирования части своих полномочий указанным организациям, совмещение функций.

Запрет, установленный частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Данный запрет направлен на предотвращение возможных злоупотреблений на товарном рынке, когда в одном лице совпадает непосредственный участник хозяйственных отношений и субъект, наделенный властными полномочиями в отношении иных участников.

ООО «Карелэнергоресурс», ГУП РК «КарелЭнергоХолдинг», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», АО «ЕРЦ», ООО «ЕИРЦ РК» в соответствии с Законом о  защите конкуренции являются хозяйствующими субъектами, поскольку могут осуществлять деятельность, приносящую доход, и в то же время, которым запрещается осуществлять государственные (надзорные) функции.

Осуществление данными юридическими лицами деятельности, приносящей доход, на товарных рынках, указанных в Уставе, безусловно, ставит их в преимущественное положение перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичных рынках (в сфере ЖКХ), так как иные хозяйствующие субъекты такими полномочиями не обладают и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности.

Более того, соглашениями прямо предусмотрено оказание государственным органом хозяйствующим субъектам содействия для осуществления полномочий, предоставление актуальной информации, необходимой для осуществления своей деятельности, что бесспорно предоставляет ООО «Карелэнергоресурс», ГУП РК «КарелЭнергоХолдинг», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», АО «ЕРЦ», ООО «ЕИРЦ РК» более выгодные условия осуществления деятельности.

Согласно условиям соглашения, Заказчик вправе предоставить Исполнителю для осуществления полномочий, указанных в соглашении, оборудованные компьютером и оргтехникой рабочие места по адресу: РК, г.Петрозаводск, ул.Антикайнена, д.1А (место нахождения Министерства).

Реальный факт предоставления рабочих мест подтвержден списком сотрудников, привлеченных в Министерство в рамках заключенных соглашений о взаимодействии.

При таких обстоятельствах конкурентное ведомство пришло к выводу, что в вышеуказанных действиях Министерства содержатся признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая данные обстоятельства, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, органу исполнительной власти Республики Карелия выдано предупреждение №01-2019 от 05.02.2019 о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательств, путем расторжения соглашений о взаимодействии  в области ЖКХ РК, заключенных Министерством с ООО «Карелэнергоресурс», ГУП РК «КарелЭнергоХолдинг», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», АО «ЕРЦ», ООО «ЕИРЦ РК».

С полным текстом предупреждения можно ознакомится пройдя по ссылке: http://solutions.fas.gov.ru/to/karelskoe-ufas-rossii/01-2019

 

Справка:

С вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета» расширился институт предупреждения. Теперь предупреждение распространяется на органы власти и недобросовестную конкуренцию. Если предупреждение не исполнено, антимонопольный орган возбуждает в течение 10 дней дело о нарушении антимонопольного законодательства.Институт предупреждения направлен на предупреждение органа власти о возможном нарушении антимонопольного законодательства и не налагает на него каких-либо обязательств при своевременном исполнении.