О разъяснении законодательства (письмо ФАС России №АЦ/27037 от 20.10.2008 г.)

ФАС России рассмотрел обращение Карельского УФАС России от 30.07.2008 № 01-15/1627 о разъяснении законодательства о размещении заказов в части поставки одноименных товаров и сообщает следующее.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов.

В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Часть 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов устанавливает положение, согласно которому под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. На сегодняшний день указанная номенклатура товаров (работ, услуг) не утверждена.

Таким образом, заказчик до принятия номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд вправе самостоятельно определять одноименность товаров (работ, услуг) в соответствии с их функциональными характеристиками, исходя из того, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Согласно письму Минэкономразвития России от 10.06.2008 № Д05-2339 заказчик вправе выделять в отдельные лоты заказ на различные группы товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, включены они в одну группу товаров (работ, услуг) номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд или нет.

Таким образом, по мнению ФАС России, включение в один лот продуктов питания различных по своим функциональным характеристикам, влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров.

В письме Минэкономразвития России от 17.06.2008 № Д05-2407 информационно сообщается, что в настоящее время можно ознакомиться с проектом номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, который размещен на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в разделе "Словари и классификаторы".

 

 

 

А.Ю. Цариковский