Новость для дачников и садоводов: ФАС России совершенствует правила технологического присоединения к электрическим сетям

13 марта 2015 года Правительство Российской Федерации постановлением № 219 утвердило изменения в Правила технологического присоединения, направленные на урегулирование правоотношений между садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями, гражданами, ведущими хозяйство на территории таких объединений в индивидуальном порядке и сетевыми организациями.

Утвержденные изменения уточняют порядок подачи заявок на присоединение к электросетям от членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (СНО) и граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории СНО, а также других лиц, проживающих на территории СНО.

Заявка СНО подается в сетевую компанию объединением либо его представителем, а заявка от граждан, ведущих на его территории индивидуальное хозяйство, а также от других лиц, подаётся непосредственно этими гражданами.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим хозяйство на территории СНО в индивидуальном порядке, и другим лицам производится к сетям сетевой организации напрямую или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого СНО.

Принятое решение направлено на исключение ситуации, при которой сетевая организация при технологическом присоединении прокладывает воздушную (кабельную) линию отдельно для каждого заявителя (потребителя), подвергая угрозе безопасность людей в связи с большим количеством объектов электросетевого хозяйства на территории садового товарищества. Кроме того, создаются условия для урегулирования правоотношений между СНО и гражданами, ведущими хозяйство на его территории в индивидуальном порядке, в части использования общего электросетевого имущества.

«Принятие этого постановления является по истине долгожданным. ФАС России начала подготовку этого проекта еще в мае прошлого года и длительное время документ находился на стадии согласования. Утвержденные изменения детально регламентируют порядок осуществления технологического присоединения садоводческих объединений и граждан, ведущих хозяйство на территории таких объединений в индивидуальном порядке. Они также призваны исключить ситуацию прокладки отдельной для каждого потребителя линии, во избежание угрозы безопасности людей», - отметил заместитель начальника Управления контроля электроэнергетики ФАС России Алексей Воронин.

Проект постановления был подготовлен ФАС России во исполнение пункта 37 Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утверждённого распоряжением Правительства от 30 июня 2012 года №1144-р.
 

Справка: В 2014 году Карельским УФАС России было рассмотрено 22 дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Указанные дела были возбуждены в связи с нарушением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевых организаций и других нормативных актов в сфере электроэнергетики.

По  результатам рассмотрения возбужденных дел  приняты решения о наличии нарушений. При этом основное количество нарушений связано с нарушением установленных действующим законодательством сроков технологического присоединения, имеются случаи уклонения от заключения договора технологического присоединения, а также один случай отказа во введение в эксплуатацию установленного прибора учета электрической энергии.

Наибольшее количество нарушений было допущено со стороны АО «Петрозаводские коммунальные системы», ОАО «Прионежская сетевая компания», ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго». Нарушители привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 1,5 миллионов  рублей.

За период с января по март 2015 года Управлением возбуждено 8 дел по факту нарушений сетевыми организациями требований действующего законодательства по технологическому присоединению к электрическим сетям потребителей. Рассмотрено 6 дел, по результатам рассмотрения вынесены решения о наличии в действиях хозяйствующих субъектов нарушений антимонопольного законодательства и норм законодательства в сфере электроэнергетики. В отношении сетевых организаций, осуществляющих естественно-монопольный вид деятельности по передаче электрической энергии, возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, нарушителям грозят штрафы.

 

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.