Результаты рассмотрения жалоб

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В Ка

В Карельское УФАС России поступили жалобы ООО «Рапид» и ИП Данилкина Е.И. на действия организатора торгов Государственного комитета Республики Карелия по транспорту (далее – Госкомитет) при проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия.

 

Основные доводы заявителей сводились к тому, что организатор торгов значительно укрупнил лоты, что, по мнению подателей жалобы, значительно ограничивает конкуренцию. Заявителями указывалось, что при проведении предыдущих конкурсов каждый лот включал всего один маршрут, тогда как при проведении обжалуемого конкурса более 90 маршрутов объединили всего в 4 лота по 4 направлениям, а именно: Северное" - с потребностью 36 автобусов, "Суоярвское" - с потребностью 17 автобусов, "Сортавальское" - с потребностью 22 автобуса, "Восточное" - с потребностью 25 автобусов. При этом в условиях проведения торгов отмечено, что заявление участника, поданное на часть лота, не рассматривается.

 

Кроме того, податели жалобы указывали, что отдельные критерии оценки участников конкурса также могут привести к ограничению конкуренции и предоставлению преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

 

В свою очередь представители организатора торгов объяснили укрупнение лотов, необходимостью пропорционального распределения, так называемых «рентабельных» и «нерентабельных» маршрутов. При этом учитывался негативный опыт предыдущих торгов, когда перевозчики впоследствии отказывались от невыгодных им с экономической точки зрения маршрутов, в пользу более интересных им в финансовом плане. В результате данных действий  осложнялась социальная ситуация в отдельных населенных пунктах, где возникали проблемы с автобусным сообщением.

 

Указанные жалобы рассматривались Комиссией Карельского УФАС России в порядке, предусмотренном статей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» жалоба, с целью оперативного реагирования, рассматривается только на предмет организации и проведения торгов. Антимонопольный орган оценивает действия организатора торгов по соблюдению порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах.

 

Комиссия Карельского УФАС России не усмотрела в действиях организатора торгов, каких-либо нарушений порядка размещения информации об их проведении либо порядка подачи заявок на участие в торгах, оценка которых осуществляется в рамках рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Поскольку несоответствие участника конкурса отдельным критериям конкурса не является основанием для отказа в допуске на участие в нем, правовая оценка данным показателям, с точки зрения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, при рассмотрении вышеуказанных жалоб не давалась.

 

Таким образом, по итогам рассмотрения, жалобы перевозчиков были признаны необоснованными.

 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалоб, организатор торгов не представил документального обоснования необходимости включения ряда маршрутов в одну группу (лот). Данное обстоятельство не позволяет Комиссии Карельского УФАС России в настоящее время сделать окончательный вывод о правильности (или неправильности) формирования лотов. Также организатором торгов, на момент рассмотрения жалоб, не представлены достаточные обоснования невозможности включения нерентабельных маршрутов в большее количество лотов.

 

 Комиссия Карельского УФАС России не исключает, что действия организатора торгов по укрупнению лотов могут привести к ограничению конкуренции, поскольку при укрупнении лота увеличивается количество требуемых транспортных средств, что лишает потенциальных перевозчиков – участников  отбора, имеющих ограниченное количество транспортных средств, бороться на равных условиях с крупными автопредприятиями.

 

Таким образом, по мнению Комиссии Карельского УФАС России, в действиях Госкомитета могут содержаться признаки  нарушения статей 15 и 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 

С учетом разъяснения ФАС России - относительно применения норм ФЗ-135 «О защите конкуренции»,  в случае обнаружения в рамках рассмотрения жалобы  в порядке статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» признаков  нарушения статей 15 и 17 ФЗ «О защите конкуренции» - Комиссия Карельского УФАС России вынесла решение: передать материалы рассмотрения жалоб должностному лицу Карельского УФАС России, для проведения проверки на соответствие действующему законодательству "О защите конкуренции" приказа Госкомитета  №32 от 06.03.2015 (в части укрупнения лотов).

 

 Данная проверка будет проведена в порядке, определенном Главой 9 ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с административным регламентом ФАС России «По исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства», утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

 

 По её результатам будет принято соответствующее решение о наличии (отсутствии) в действиях организатора торгов, фактов нарушения антимонопольного законодательства.

 

В полном объеме с решениями можно ознакомиться здесь:

http://solutions.fas.gov.ru/to/karelskoe-ufas-rossii/04-45-06-2015

http://solutions.fas.gov.ru/to/karelskoe-ufas-rossii/04-45-07-2015