По мнению антимонопольного органа, ГУП "Карелавтотранс" необоснованно было наделено преимущественными правами при организации межмуниципальных автобусных пассажирских перевозок

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В Карельское УФАС России поступили заявления от ряда предпринимателей и общественных организаций с жалобами на действия Госкомитета РК по транспорту относительно передачи полномочий по заключению договоров на выполнение пригородных и межмуниципальных перевозок пассажиров ГУП РК «Карелавтотранс».

 

По мнению Заявителей, последняя редакция Приказа №79, изданного  Госкомитетом РК по транспорту, предоставляет Госкомитету возможность без проведения конкурса либо других процедур передавать право обслуживания пассажиров по отдельным лотам, маршрутам (а в ситуации с приостановкой конкурса по всем лотам/маршрутам) одному конкретному перевозчику, а именно, ГУП РК «Карелавтотранс», что является ограничением конкуренции, поскольку государственное предприятие на общих основаниях и при равных возможностях участвует в конкурсах на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам наряду с иными перевозчиками.

 

Антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения Госкомитетом и ГУП РК «Карелавтотранс» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

По результатам рассмотрения вышеуказанного дела  Комиссия Карельского УФАС России признала в действиях Госкомитета и ГУП РК «Карелавтотранс» нарушение статьи 16 Закона О защите конкуренции.

Нарушение выразилось в издании Госкомитетом приказа от 21.04.2015  № 64 «О внесении изменения в приказ Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту от 30.07.2014 № 79» (которым установлена возможность (право) Госкомитета заключить без проведения конкурса договор на осуществление пассажирских перевозок с ГУП РК «Карелавтотранс» в случае приостановления процедуры конкурса) и приказа от  23.04.2015 № 65 (предписывающего заключить без проведения конкурса договор на осуществление пассажирских перевозок с ГУП РК «Карелавтотранс» до проведения конкурса).

Следствием издания данных приказов явилось заключение Госкомитетом РК по транспорту с ГУП РК «Карелавтотранс» договора на право осуществления пассажирских перевозок по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия от 23.04.2015  без проведения торгов.

 

«В результате заключения Госкомитетом договора от 23.04.2015 с ГУП РК «Карелавтотранс», данный хозяйствующий субъект необоснованно получил возможность осуществлять и организовывать все республиканские автобусные межмуниципальные и междугородные пассажирские перевозки без проведения конкурсных процедур. Другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке пассажирских перевозок, были поставлены в неравные условия при получении доступа на товарный рынок», - отметил руководитель регионального конкурентного ведомства Артур Пряхин, комментируя решение Карельского УФАС России.

 

В связи с утратой силы приказа № 65 от 23.04.2015 и прекращением действия договора на право осуществления пассажирских перевозок по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия от 23.04.2015, предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства Госкомитету РК по транспорту и ГУП РК «Карелавтотранс» выдано не было.

 

Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства будут переданы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных в нарушении законодательства к административной ответственности.

Решение антимонопольного органа в  течение  3 месяцев  со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражном суде Республики Карелия.

 

Ознакомиться с решением в полном объеме можно здесь.

Справочно:

Согласно статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 14.32. КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.