Карельское УФАС России: действия организатора торгов привели к ограничению конкуренции

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

В Карельское УФАС России поступил целый ряд жалоб на действия Государственного комитета Республики Карелия по транспорту при проведении им конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и муниципального сообщения на территории Республики Карелия.

Инициаторами обращения стали более десяти индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере транспортного обслуживания населения.

Антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции».

В рамках проведения расследования и неоднократных заседаний, Комиссией Управления по рассмотрению вышеуказанного дела была проведена всесторонняя аналитическая работа по изучению сложившейся ситуации. Скрупулезно было изучено мнение сторон конфликта, представителей профессиональных объединений и общественных организаций, материалы средств массовой информации. В ходе работы по делу активное взаимодействие было налажено с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Карелия. Запрошена и тщательно изучена позиция органов местного самоуправления большинства районов Карелии.

В результате изучения всех материалов дела, Комиссия антимонопольного органа приняла решение, что действия Госкомитета РК по транспорту нарушают часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку в совокупности с критериями оценки и отсутствием экономического анализа, обосновывающего укрупнение лотов (по сравнению с предыдущим аналогичным конкурсом их количество уменьшилось с 98 до 4), ограничивают круг потенциальных участников конкурса. В преимущественном положении, при таких условиях, оказывается незначительное число хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг пригородного и межмуниципального сообщения Республики Карелия, которые владеют транспортными средствами в количестве, удовлетворяющем требованиям организатора торгов для обслуживания одного или нескольких сформированных лотов, что ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов на данном рынке и тем самым нарушает принцип добросовестной конкуренции.

Комментируя решение Комиссии, руководитель Карельского УФАС России Артур Пряхин отметил: «Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Антимонопольный орган имеет намерение обратиться с таким иском в суд, а также привлечь виновных в нарушении законодательства должностных лиц к административной ответственности. Обратиться в суд с иском о признании торгов недействительными, имея на руках решение Комиссии конкурентного ведомства, могут заявители и иные заинтересованные лица.

В то же время следует учитывать, что  Госкомитет РК по транспорту в течение трех месяцев может обжаловать решение антимонопольного органа в Арбитражном суде Республики Карелия».

 

Также напомним, что 29.09.2015 Комиссия Карельского УФАС России признала в действиях Госкомитета РК по транспорту и ГУП «Карелавтотранс» нарушение статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

По мнению антимонопольного органа, хозяйствующий субъект необоснованно получил возможность осуществлять и организовывать все республиканские автобусные межмуниципальные и междугородные пассажирские перевозки без проведения конкурсных процедур.

 

С решением в полном объеме можно ознакомиться здесь.

 

Справочно:

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выступающие в качестве организаторов торгов, не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения доступа к участию в торгах (части 1, 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ санкция за данное нарушение: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.