Анна Мирочиненко: Предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям должно быть прозрачным и регламентированным

«Контроль законодательства при предоставлении субсидий стал одним из приоритетных направлений деятельности ФАС России в 2015 году», - об этом заявила начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России Анна Мирочиненко, выступая на XXVII Съезде российских фермеров 11 февраля 2016 года.

В рамках доклада она рассказала о мероприятиях, реализованных ФАС России для оценки сложившейся ситуации в сфере предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям.

«С целью оценки доступности субсидий для сельхозтоваропроизводителей был проведен опрос органов управления агропромышленным комплексом субъектов РФ. Выяснилось, что в большинстве субъектов не ведется реестр потенциальных получателей субсидий, выделяемых на поддержку сельского хозяйства. Всего 7 регионов вели такие реестры. Кроме того, когда мы проанализировали причины отказа в предоставлении субсидий, оказалось, что основной причиной было исчерпание выделенных лимитов, - подчеркнула докладчица. - При этом какой-либо регламентации очередности выдачи субсидий в таких условиях на региональном уровне не установлено. Также был выявлен очень низкий уровень информационного сопровождения процедуры предоставления субсидий, когда получатель не знает о том, какие средства выделяются».

«Мы провели анализ нормативно-правовой базы, которая регламентирует предоставление субсидий. При этом были выявлены моменты, которые могут приводить к ограничению конкуренции или к нарушению антимонопольного законодательства в процессе предоставления субсидий. В первую очередь, это большое количество требований для получения субсидий, которые зачастую носят избыточный характер. Мы столкнулись с непрозрачностью критериев отбора претендентов на получение грантов, которые предназначены для крестьянско-фермерских хозяйств», - отметила Анна Мирочиненко.

По результатам анализа и проведенных проверок ФАС России и ее территориальные органы возбудили более 50 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти субъектов РФ. Кроме этого в целом ряде регионов были подготовлены предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты, и организовано взаимодействие с администрациями субъектов при подготовке этих проектов.