Карельское УФАС России выдало органам власти - Администрации Сортавальского муниципального района и Совету Сортавальского муниципального района, предупреждение о необходимости прекращения антиконкурентных действий на рынке ритуальных услуг

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Карельским УФАС России при  рассмотрении   заявления индивидуального предпринимателя, оказывающего ритуальные услуги на территории Сортавальского муниципального района, о имеющих место в действиях органов местного самоуправления Сортавальского муниципального района и специализированной службы по вопросам похоронного дела МУСП «Ритуальные услуги» признаков нарушения антимонопольного законодательства при организации услуг по погребению на территории Сортавальского муниципального района было установлено:

 

Администрацией Сортавальского муниципального района создана специализированная служба по вопросам похоронного дела - МУСП «Ритуальные услуги». Устав предприятия, утвержденный Администрацией,  наделяет специализированную службу правом  осуществлять  среди прочих, такой вид деятельности (предмет деятельности) как  предоставление участка для захоронения.

 

Решением XLIX сессии II созыва Совета Сортавальского муниципального района от 22.08.2013  № 336 утверждено Положение об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронений в Сортавальском муниципальном районе.

 

Отдельные пункты Устава предприятия и Положения об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронений в Сортавальском муниципальном районе свидетельствуют о том,  хозяйствующий субъект - МУСП «Ритуальные услуги» осуществляет функции по предоставлению (отводу) земельных участков для погребения на общественных кладбищах, в том числе резервирование участков земли для погребения, а также ведет учет захоронений.

 

В силу части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»  запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями органов местного самоуправления.

 

В рассматриваемом случае специализированной службе по вопросам похоронного дела как хозяйствующему субъекту необоснованно были фактически переданы функции и права органа местного самоуправления в сфере организации похоронного дела, являющиеся  исключительно его  компетенций, в том числе разрешительно-согласовательного и контрольно-распорядительного характера.

 

Таким образом, в действиях Администрации Сортавальского муниципального района и Совета Сортавальского муниципального района содержатся признаки нарушения части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 39.1  ФЗ «О защите конкуренции», Карельское УФАС России впервые  в 2016 году  выдало органам власти – Администрации Сортавальского муниципального района и Совету Сортавальского муниципального района, предупреждение от 21.03.2016 о необходимости в срок в срок до 20.04.2016 совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем приведения Положения об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронений в Сортавальском муниципальном районе и Устава МУСП «Ритуальные услуги» в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

 

 Следует отметить, что такая мера реагирования как направление предупреждения органу власти о недопустимости нарушений законодательства была установлена в 4 антимонопольном пакете поправок в законодательство, вступившем в силу с января 2016 года.

 

 

Справка: Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

 

В соответствии с частью 1  статьи 25.7 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.