Карельское УФАС России: раскрыты картельные сговоры участников аукционов на поставку медицинского оборудования и лекарств в учреждения здравоохранения региона

Решением Комиссии Карельского УФАС России по делу № 03-16/41-2015 в действиях 4 компаний: ООО «Росмедкомплект» (г. Москва), ООО «Маркет Фарм» (г. Москва), ООО «Эталон-Трейдинг» (Московская область), ООО «ПИК» (г. Москва) установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Напомним, что данное дело было возбуждено в сентябре 2015 года на основании результатов проведенного специалистами Управления анализа документов и сведений, предоставленных электронными торговыми площадками по запросам антимонопольного органа.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что вышеуказанные коммерческие организации при проведении в период 2013-2015 г.г. 38-ми открытых электронных аукционов на поставку медицинского оборудования и лекарственных средств, неоднократно вступали в картельные сговоры, выразившиеся в заключении ими антиконкурентных соглашений и последующем участии в них в различных вариантах составов участников.

 Государственными заказчиками на данных торгах являлись Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, а также ряд медицинских учреждений регионального и федерального подчинения.

Общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов на данных торгах составила более 85 млн. рублей.

Комментируя решение по делу руководитель Карельского УФАС России Артур Пряхин сообщил: «По мнению антимонопольного органа, целью участников картельных сговоров являлось, путем имитации конкурентной борьбы, осуществлять поддержание определенного уровня цен на торгах и в итоге - получение права на заключение государственных контрактов по максимально выгодной для себя стоимости. В подавляющем большинстве случаев снижение цены на аукционах было минимальным и составляло 0,5-2,5% от начальной (максимальной) цены контрактов.

Комиссия считает, что действия участников антиконкурентных соглашений, выраженные в использовании единой инфраструктуры (в том числе, подаче ценовых предложений с одного IP-адреса), совершении действий по подаче заявок идентичного содержания и размера, созданных посредством использования идентичных учетных записей (часто и одним пользователем, с совпадением в записях различных участников торгов одних и тех же  ошибок в нумерации граф в заявках), в предложении одинаковых товаров одного и того же производителя (к которым прилагались полностью совпадающие сертификационные документы), являются возможными лишь в случае, если участники заблаговременно координировали и согласовывали свои действия, а также были информированы о стратегиях друг друга и выполняли на указанных аукционах единый план действий.

Совокупность доказательств, собранных в рамках рассмотрения дела, дает основание утверждать, что итоговый результат исследуемых 38 аукционов был бы невозможен без полной информированности ООО «Росмедкомплект», ООО «Эталон-Трейдинг», ООО «Маркет Фарм» и ООО «ПИК» о линии поведения и намерениях каждого из данных участников торгов.

Картельный сговор – это экономическое правонарушение, от которого страдают потребители и государство, а предприниматели получают незаконную прибыль.

Следует отметить, что заключение антиконкурентных соглашений – это единственное антимонопольное правонарушение, за которое кроме административной, в отдельных случаях предусмотрена еще и уголовная ответственность», - особо подчеркнул руководитель территориального конкурентного ведомства.

В настоящее время материалы дела переданы должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Справка: В силу пункта 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Самым серьезным нарушением антимонопольного законодательства являются антиконкурентные соглашения — чаще всего они находят свое выражение в форме картельных, или трестовых, сговоров.

 

Ответственность за картельный сговор предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного взыскания в виде «оборотного» штрафа, либо штрафа в размере до 50 % от стоимости предмета торгов.

Согласно части 1 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.