Конкурентные ведомства изучили опыт компаний по выстраиванию системы комплаенс

9 июня завершился совместный семинар Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и Венгерского регионального центра по конкуренции ОЭСР, который проходил в Суздале.

От Карельского УФАС России в семинаре принимала участие начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Галина Грущакова.

Этот день был посвящен опыту компаний, которые разработали системы предупреждений нарушений антимонопольного и антикоррупционного законодательства. 

В рамках мероприятия был представлен зарубежный (Сименс) и российский (Росатом, Россети) опыт работы в обозначенных направлениях.

Представители Сименс описали всю цепочку внедрения комплаенса в компании. Они рассказали о прошлом опыте, когда компания за участие в картельном сговоре получила штраф около 1 млрд долларов и понесла огромный репутационный ущерб. Затем в организации были применены эффективные превентивные меры, такие как управление рисками, внедрение различных политик и процедур, позволяющих предотвратить систематические нарушения.

Примеры внедрения комплаенса в российском бизнес-секторе представили сотрудники ПАО «Россети» и ГК «Росатом». Так, энергетическая компания проводит комплаенс-экспертизу заявок участников, установливая в конкурсной документации требования о предоставлении справки о цепочке собственников и о наличии или отсутствии связей, носящих характер аффилированности с организаторами закупки.

Как отметили представители Росатома, 99% процентов закупочных процедур госкорпорация проводит в виде электронных аукционов, что снижает вероятность заключения антиконкурентного соглашения, тем самым уменьшая возможность нарушения антимонопольного законодательства.

Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамед Хамуков положительно оценивает действия представителей российского бизнеса. «Антимонопольный комплаенс включен в печень приоритетных направлений развития антимонопольного законодательства, - заметил замначальника управления. – Мы понимаем, что каждая отрасль экономики или товарный рынок имеет свою специфику, и невозможно придумать универсальную систему комплаенса для всех компаний. Однако мы постараемся учесть и российский опыт, и лучшие зарубежные практики».

В завершение семинара г-жа Сабина Зигельски, старший эксперт по конкуренции ОЭСР, отметила высокий уровень проведения мероприятия, а также от лица всех конкурентных ведомств высоко оценила эффективность выявления сговоров на торгах с использованием российской электронной системы госзакупок и выразила заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве и обмене опытом в этой сфере.

Итоги семинара подвел начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.