Вниманию Глав муниципальных образований Республики Карелия! Положения законодательства, касающиеся возможности передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференции

Положения законодательства, касающиеся возможности передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций

 

В адрес Карельского УФАС России в настоящее время от Глав муниципальных образований поступают обращения о даче согласия на предоставление муниципальной преференции путем передачи в аренду объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности вышеуказанных образований с последующим предоставлением услуг водоснабжения и водоотведения населению и организациям заранее определенным хозяйствующим субъектам.

Управление, рассмотрев данные обращения, приняло решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции в связи с тем, что преференция не соответствует целям, указанным в части 1 стати 19 ФЗ «О защите конкуренции».

При принятии решения Карельское УФАС России руководствовалось следующим.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

В соответствии с ч. 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

Таким образом, если все объекты водоснабжения и водоотведения были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

При этом, согласно ч. 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.

Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в том числе путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

Антимонопольный орган обращает внимание, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона №103-ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения без учета требований, предусмотренных ч. 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов водоснабжения и водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает 5 лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до 3 лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, ФЗ «О защите конкуренции» (в частности, п.9 ч.1 статьи 17.1). При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции, вместе  с тем в  статье 37 Закона о концессии предусмотрены основания и порядок передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций (Презентация о порядке передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов см. на сайте Управления/Аналитические материалы). 

 

Файлы для скачивания

Презентация о порядке передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов
Тип файла: ppt
Размер файла: 1.14 МБ