Карельское УФАС России выдало Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства

Карельским УФАС России была проведена проверка деятельности органа исполнительной власти Республики Карелия и подведомственных организаций, осуществляющих полномочия в области ценообразования в строительстве на предмет выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства в сфере разработки и обеспечения доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам Республики Карелия.

 

В рамках проверки был произведен осмотр сайта Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия http://минстройрк.рф/ (Минстрой РК является органом, осуществляющим размещение на официальном сайте http://минстройрк.рф/ информации в сфере строительной деятельности) и составлен Акт осмотра сайта.

Антимонопольным органом в результате анализа информации, размещенной на сайте http://минстройрк.рф/, установлено, что отдельные нормативы, средние сметные цены и индексы размещены с «защитой» (наложением перекрывающий основной текст надписи), без функций копирования, вырезки информации; функция поиска имеется, но активна не во всех случаях, функция печати отдельных документов также блокирована. Указанные обстоятельства препятствуют свободному использованию данных документов заинтересованными хозяйствующими субъектами и может привести к необходимости их обращения к иным организациям для получения соответствующих документов за плату.

 

По мнению регионального конкурентного ведомства, препятствование свободному доступу заинтересованных хозяйствующих субъектов к базам данных территориальных сметных нормативов Республики Карелия по сути препятствует доступу таких лиц на рынок услуг по разработке проектно-сметной документации для объектов, расположенных или планируемых к строительству на территории Республики Карелия, а также препятствует доступу на рынок разработки компьютерных программ для создания проектно-сметной документации хозяйствующим субъектам - разработчикам таких компьютерных программ.

 

Таким образом, действия Минстроя РК содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», и могут создавать административный барьер, влекущий за собой ограничение возможности свободного использования информации третьими лицами и, как следствие, ограничение конкуренции на рынках компьютерных сметных программ и составления проектно-сметной документации.

 

Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия надлежит в срок до 28 июля 2016 года  совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем размещения всех нормативов, средних сметных цен и индексов Республики Карелия в установленном порядке (в формате, предоставляющем любому заинтересованному лицу возможность их беспрепятственного копирования, вырезки части документа, контекстного поиска, печати; без наложения поверх документов иного «защитного» текста).

 

В случае неисполнения Министерством предупреждения в установленный срок, антимонопольным органом будет принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Справка: С вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета» расширился институт предупреждения. Теперь предупреждение распространяется на органы власти и недобросовестную конкуренцию. Если предупреждение не исполнено, антимонопольный орган возбуждает в течение 10 дней дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Институт предупреждения направлен на предупреждение хозяйствующего субъекта о возможном нарушении антимонопольного законодательства и не налагает на него каких-либо обязательств при своевременном исполнении.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.