Апелляционный суд подтвердил, что действия Госкомитета РК по транспорту при проведении конкурса на право осуществления республиканских автобусных пассажирских перевозок привели к ограничению конкуренции

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В 2015 году в Карельское УФАС России поступил целый ряд жалоб на действия Государственного комитета Республики Карелия по транспорту (далее - Госкомитет) при проведении им конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и муниципального сообщения на территории Республики Карелия.

Инициаторами обращения стали более десяти индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере транспортного обслуживания населения.

Антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции».

06 октября 2015 года Комиссия антимонопольного органа приняла решение №04-36/04-2015, в котором констатировала, что действия Госкомитета нарушают часть 1  статьи 15  и часть 1  статьи 17  Закона «О защите конкуренции»,  поскольку в совокупности с критериями оценки и отсутствием экономического анализа,  обосновывающего укрупнение лотов (по сравнению с предыдущим аналогичным конкурсом их количество уменьшилось с 98  до 4),  ограничивают круг потенциальных участников конкурса.  В преимущественном положении,  при таких условиях,  оказывается незначительное число хозяйствующих субъектов,  осуществляющих деятельность на рынке услуг пригородного и межмуниципального сообщения Республики Карелия,  которые владеют транспортными средствами в количестве,  удовлетворяющем требованиям организатора торгов для обслуживания одного или нескольких сформированных лотов,  что ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов на данном рынке и тем самым нарушает принцип добросовестной конкуренции.

ООО «Транском», являющееся одним из победителя объявленного конкурса и Госкомитет обратились в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями о признании недействительным решения Управления от 06.10.2015 по делу № 04-36/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоение делу номера А26-11778/2015).

01 апреля 2016 года судебная инстанция, рассмотрев доводы жалобы организатора торгов и ООО «Транском», приняла решение об их отклонении, признав тем самым действия Карельского УФАС России законным и обоснованным.

Госкомитет отказался от дальнейшего обжалования решения суда первой инстанции. Вместе с тем, ООО «Транском» направило апелляционную жалобу.

Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, не нашел оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения.

В Постановлении от 23.08.2016 суд указал, что установив нижний предел входа на товарный рынок пассажирских перевозок в виде минимального количества транспортных средств по лотам № 1, № 2, № 3 и № 4 соответственно 36, 17, 22 и 25 транспортных средств, Госкомитет лишил предпринимателей и организации, занимающихся автомобильными перевозками на территории Республики Карелия, возможности участия в спорном конкурсе, что противоречит положениям статей 15, 17 Закона «О защите конкуренции» и подтверждается представленными в материалы дела многочисленными жалобами и заявлениями предпринимателей и организаций, осуществлявших пассажирские перевозки в пригородном и межмуниципальном сообщении в Республике Карелия по итогам конкурса 2011 года, в различные инстанции.

Данные обстоятельства подтверждаются и тем, что в предыдущем конкурсе участвовало 30 хозяйствующих субъектов, 28 из которых были признаны победителями конкурса, в то время как во вновь объявленном конкурсе смогли принять участие 5 новых хозяйствующих субъектов и всего один хозяйствующий субъект, ранее осуществлявший деятельность по перевозке пассажиров - ГУП РК «Карелавтотранс».

Следовательно, сформированные таким образом лоты (путем укрупнения) необоснованно ставят в преимущественное положение отдельных хозяйствующих субъектов. Необходимость формирования лота должна быть подтверждена соответствующим экономическим анализом, обосновывающим необходимость объединения значительного количества маршрутов в один лот.

Также суд поддержал позицию Управления относительно неправомерного установления Госкомитетом порядка начисления балов по указанному в пункте 2 конкурсной документации Перечню критериев конкурсного отбора заявлений и документов об участии в конкурсе.

Справка: Согласно части 1  статьи 15  Закона «О защите конкуренции» органам государственной власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению,  устранению конкуренции.
При проведении торгов запрещаются действия,  которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению или устранению конкуренции,  в том числе:  создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах;  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  выступающие в качестве организаторов торгов,  не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения доступа к участию в торгах (части 1,  2  статьи 17  Закона «О защите конкуренции»).

Статья 17 Закона «О защите конкуренции» устанавливает антимонопольные требования к торгам. В соответствии с частью 1 указанной статьи при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.