Кассация поставила точку: действия Госкомитета РК по транспорту при проведении конкурса на право осуществления республиканских автобусных пассажирских перевозок привели к ограничению конкуренции

В октябре 2015 года Комиссия антимонопольного органа по итогам рассмотрения обращений более десяти индивидуальных предпринимателей и организаций,  осуществляющих свою деятельность в сфере транспортного обслуживания населения, приняла решение №04-36/04-2016, в котором констатировала, что действия Государственного комитета Республики Карелия по транспорту (далее - Госкомитет) нарушают часть 1  статьи 15  и часть 1  статьи 17  Закона «О защите конкуренции»,  поскольку в совокупности с критериями оценки и отсутствием экономического анализа,  обосновывающего укрупнение лотов (по сравнению с предыдущим аналогичным конкурсом их количество уменьшилось с 98  до 4),  ограничивают круг потенциальных участников конкурса. 

В преимущественном положении,  при таких условиях,  оказались незначительное число хозяйствующих субъектов,  осуществляющих деятельность на рынке услуг пригородного и межмуниципального сообщения Республики Карелия,  которые владеют транспортными средствами в количестве,  удовлетворяющем требованиям организатора торгов для обслуживания одного или нескольких сформированных лотов,  что ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов на данном рынке и тем самым нарушает принцип добросовестной конкуренции.

ООО «Транском», являющееся одним из победителем объявленного конкурса и Госкомитет, как организатор торгов,  обратились в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями о признании недействительным решения Управления от 06.10.2015 по делу №04-36/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоение делу номера А26-11778/2015).

01 апреля 2016 года судебная инстанция, рассмотрев доводы жалобы организатора торгов и ООО «Транском», приняла решение об их отклонении, признав тем самым решение Карельского УФАС России законным и обоснованным.

Госкомитет отказался от дальнейшего обжалования решения суда первой инстанции. Вместе с тем, ООО «Транском» направило апелляционную жалобу, которую Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд, оставил без удовлетворения.

Не согласившись с решениями судов двух инстанций, ООО «Транском» обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа.

Суд кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении  жалобы Общества, признал, что суды двух инстанций правильно установили обстоятельства дела  и дали им надлежащую правовую оценку.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2016 суд указал, что на рассматриваемый  конкурс было выставлено 98 маршрутов, сформированных в четыре лота. Для участия в конкурсе претенденту необходимо было иметь в собственности или на ином праве от 17 (минимум) до 36 единиц транспортных средств. При этом в период проведения конкурса по каждому из маршрутов конкурса требовалось значительно меньшее количество транспортных средств.

Таким образом, Комитет по транспорту установил нижний предел входа на товарный рынок пассажирских перевозок по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия в размере 17 единиц транспортных средств. При этом установлен факт сокращения количества лотов (до четырех лотов), по сравнению с их количеством, сформированным на предыдущем конкурсе (98 лотов).

Суды приняли во внимание, что из ранее осуществлявших свою деятельность по перевозке пассажиров перевозчиков, которые были признаны победителями в предыдущем конкурсе (кроме ГУП РК «Карелавтотранс»), не смогли принять участие в спорном конкурсе, несмотря на то, что у них на момент его объявления в 2015 году имелись действующие бессрочные лицензии на право осуществления пассажирских перевозок.

 

 

Следовательно, сформированные таким образом лоты (путем укрупнения) необоснованно ставят в преимущественное положение отдельных хозяйствующих субъектов. Необходимость формирования лота должна быть подтверждена соответствующим экономическим анализом, обосновывающим необходимость объединения значительного количества маршрутов в один лот.

Также суд поддержал позицию Управления относительно неправомерного установления Госкомитетом порядка начисления балов по указанному в пункте 2 конкурсной документации Перечню критериев конкурсного отбора заявлений и документов об участии в конкурсе.

Таким образом, суды трех инстанций поддержали решение и предписание антимонопольного ведомства.

 

Справочно:

 

Согласно части 1  статьи 15  Закона «О защите конкуренции» органам государственной власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению,  устранению конкуренции.
При проведении торгов запрещаются действия,  которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению или устранению конкуренции,  в том числе:  создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах;  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  выступающие в качестве организаторов торгов,  не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения доступа к участию в торгах (части 1,  2  статьи 17  Закона «О защите конкуренции»).

 

Статья 17 Закона «О защите конкуренции» устанавливает антимонопольные требования к торгам. В соответствии с частью 1 указанной статьи при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.