Арбитражный суд Республики Карелия признал конкурс на право осуществления пассажирских перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении Республики Карелия и заключенные по его результатам договоры недействительными

Напомним, что в октябре 2015 года Комиссия антимонопольного органа по итогам рассмотрения обращений более десяти индивидуальных предпринимателей и организаций,  осуществляющих свою деятельность в сфере транспортного обслуживания населения, приняла решение №04-36/04-2016, в котором констатировала, что действия Государственного комитета Республики Карелия по транспорту (далее - Госкомитет) нарушают часть 1  статьи 15  и часть 1  статьи 17  Закона «О защите конкуренции»,  поскольку в совокупности с критериями оценки и отсутствием экономического анализа,  обосновывающего укрупнение лотов (по сравнению с предыдущим аналогичным конкурсом их количество уменьшилось с 98  до 4),  ограничивают круг потенциальных участников конкурса. 

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2016 по делу №А26-11778/2015, оставленным без изменений Постановлением Тринадцатого Арбитражного суда от 23.08.2016 и Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2016 подтверждена законность и обоснованность выводов антимонопольного органа.

Опираясь на выводы, изложенные в решении Карельского УФАС России, отдельные хозяйствующие субъекты, ранее обслуживающие маршруты в пригородном и межмуниципальном сообщении, которые не смогли принять участие во вновь объявленном конкурсе ввиду значительного укрупнения лотов  и установления минимального количества транспортных средств для участие в конкурсе в размере 17 единиц, обратились в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении Республики Карелия недействительным, а также о понуждении заключить договор на право осуществления перевозок.

Антимонопольное ведомство, выступая третьим лицом по делу №А26-10633/2015. поддержало требования перевозчиков в части признания недействительным конкурса. Относительно второго довода Заявителей Карельское УФАС России указало, что  понуждение Ответчика к заключению договора только с отдельными хозяйствующими субъектами предоставит им преимущество в осуществлении хозяйственной деятельности.

В решении от 15 декабря 2016 года по делу №А26-10633/2015 суд указал, что в целях признания торгов недействительными доказыванию подлежит наличие совокупности таких элементов, как нарушение положений действующего законодательства при проведении торгов и нарушение прав и законных интересов лица, их оспаривающего. Факты нарушений требований действующего законодательства при проведении оспариваемого конкурса, в частности статей 15, 17 ФЗ «О защите конкуренции» установлены решением УФАС РФ по РК от 06.10.2015 и подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2016 по делу №А26-11778/2015.

Учитывая данные обстоятельства, суд удовлетворил требования перевозчиков в части признания конкурса и заключенных по его результатам договоров недействительными.

Требование хозяйствующих субъектов о понуждении Госкомитета к заключению договоров было отклонено как не основанное на нормах материального права.

в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

 

1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок),  запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

 

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)