НЕУЧТЕНКА: НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА В ПЕТРОЗАВОДСКЕ НЕ ЖЕЛАЕТ ВЫХОДИТЬ ИЗ ТЕНИ

Почему удобен «мутный» бизнес и как мимо казны проходят миллионы рублей.

Автор:  Антонина Кябелева

Достаточно короткой прогулки по улицам карельской столицы, чтобы убедиться в том, что рекламный бизнес уверенно смотрит в будущее, не испытывая недостатка в клиентах. С огромных билбордов нам предлагают прикупить индюшатины и чистящих средств, стать счастливыми обладателями квартиры в новостройке, взять супервыгодный кредит, поставить зубной имплант, обзавестись новыми воротами, обязательно зайти в аптеку и не забыть про спортивные тренажеры.

Внушительных размеров щитовые конструкции перемежаются с растяжками на домах, скроллерами на тротуарах, стилизованными под театральную афишу, вывесками, баннерами. Плакаты смотрят на нас буквально со всех сторон, предлагая зайти, взять, купить, оформить. 

Городское пространство плотно окутано паутиной рекламы. Парадокс заключается в том, что весь этот богатый наружный «ассортимент» существует фактически незаконно, а деньги, которые крутятся в рекламном бизнесе, счастливо текут мимо петрозаводской казны. Не верите? Попробуем разобраться. 

В 2017 году в управление федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия поступило обращение, в котором жаловались на недостоверную рекламу, связанную с «распродажей всего ЦСК со скидками до 80 процентов». Так совершенно случайно в поле зрения антимонопольной службы попала рекламная конструкция в центре зеленой зоны в районе верхнего Чапаевского кольца. В городскую администрацию был направлен запрос с просьбой указать, кто же разместил рекламу сомнительного содержания. Очень быстро выяснилось, что договоров аренды земельного участка на установку и использование рекламных конструкций в районе улицы Чапаева и Лесного проспекта в петрозаводской мэрии нет.

В администрации, правда, уточнили, что в 2007 году выдали ООО «Линия» разрешение на распространение наружной рекламы в районе Чапаевского кольца. Срок действия разрешения закончился в 2012 году. 

В течение пяти лет в мэрии Петрозаводска словно не замечали рекламной конструкции, которая исправно приносила доход коммерческой структуре. В 2017 году по решению карельского УФАС конструкция была признана незаконной, а реклама о 80% скидках - ненадлежащей, вводящей граждан в заблуждение. Администрация Петрозаводска выдала фирме «Линия» предписание о демонтаже незаконно установленной конструкции. Начались суды. Фирма пыталась оспорить и действия администрации, а затем, чтобы, видимо, затянуть время, и решение антимонопольного органа. И хоть в судебных инстанциях подтверждают правоту карельского УФАС, конструкция до сих пор приносит ООО «Линия» доход. Расчет прост: пока судебные решения вступят в законную силу, пройдя через апелляционные инстанции, на сдаче рекламных площадей можно неплохо заработать. 

Ситуация с рекламным щитом на Чапаевском кольце может служить прекрасной иллюстрацией к тому, что в реальности происходит на рекламном рынке Петрозаводска. Как объяснил заместитель главы Петрозаводска Андрей Иванов, в свое время были заключены договоры аренды земельных участков для использования в рекламных целях. Речь идет о 230 таких участков. В прошлом году администрация получила примерно 8 миллионов рублей от арендаторов, которым было разрешено использовать уголки карельской столицы для размещения рекламы. В среднем получается примерно 35 тысяч рублей в год за одну конструкцию. Учитывая, что один рекламный двухсторонний щит в год может принести владельцу 400-500 тысяч рублей, бизнес получается весьма прибыльный. И очень мутный. Ведь разобраться в «рекламной бухгалтерии» петрозаводской администрации практически невозможно.        

   

В карельской столице сотни рекламных конструкций, законность существования которых вызывает сомнения.

По состоянию на конец марта 2018 года мэрия Петрозаводска выдала 310 предписаний на демонтаж незаконной рекламы.

Добровольно подобные предписания, как правило, никто не исполняет. А силами администрации удалось «изничтожить» только шесть рекламных щитов. Сколько незаконных конструкций примостилось на заметных пятачках городского ландшафта, я думаю, не знает никто. Да, собственно говоря, и не стремится узнать. Судя по тому, как в петрозаводской мэрии пытаются навести порядок в области наружной рекламы, никаких серьезных перемен, связанных с появлением реальной конкуренции, здесь не хотят.

До сих пор в Петрозаводске нет официально заключенных с администрацией договоров аренды на установку и эксплуатацию рекламных щитов. Для этого нужно было провести несложную административную работу: разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций, а потом провести конкурс или аукцион, чтобы распределить места между желающими с максимальной выгодой для городской казны. Худо-бедно в 2014 году план размещения рекламных конструкций был утвержден. Появилась карта с шестью десятками точек, которые можно предлагать арендаторам. В 2017 году этот список пополнился четырьмя десятками остановочных комплексов, где также предполагается разместить рекламу. В 2018 году в министерство имущественных и земельных отношений мэрия направила предложение по включению дополнительно еще 249 мест для установки рекламных конструкций. 

 

Легализация наружной рекламы застопорилась на стадии проведения конкурса. В прошлом году конкурсные процедуры были отменены по инициативе самой администрации. 11 мая 2018 года планировалось подвести итоги нового конкурса, в рамках которого петрозаводская администрация предложила 31 лот для размещения рекламных конструкций. Этот конкурс «завернуло» карельское УФАС. Главная претензия заключалась в том, что критерии для определения победителя были составлены таким образом, что в документе не осталось даже намека на конкуренцию. Победителем мог стать любой, кто «приглянется» чиновникам. Критерии оценки результатов торгов больше напоминали издевательство. 

Максимально участники конкурса могли набрать 100 баллов по четырем позициям. Главный критерий, за который можно было получить 55 баллов, складывался из «дизайнерского и конструктивного решения рекламной конструкции». Другими словами, победителей чиновники должны были определить по тому, чья рекламная конструкция покажется им более привлекательной. В конкурсной документации вся эта субъективная начинка прикрывалась пустыми и не несущими конкретной смысловой нагрузки словами о соразмерности форм и габаритов, соблюдении пропорций, сочетании с особенностями ландшафта, эстетичности выбранного способа подсветки. Попробуйте угадайте, какой билборд, по мнению петрозаводских чиновников, будет максимально соответствовать «требованиям комфортного визуального пространства и архитектурного своеобразия». Правильно, никогда не угадаете, если, конечно, заранее не договоритесь «о формах и габаритах». 

Самое смешное, что большинство параметров того, как конструкция должна выглядеть, уже содержалась в конкурсной документации. Там были указаны и размеры щита, и наличие подсветки, и цвет конструкции, и даже то, что он должен быть металлическим. Зачем же тогда фантазировать по поводу применения современных материалов и соответствия современным эстетическим требованиям, которые известны исключительно чиновникам? Я знаю только один ответ: для того, чтобы отодвинуть «не своих», тех, кто не разбирается в тонкой эстетике петрозаводских чиновников. 

Цена, конечно, имеет значение, но, судя по конкурсной документации, мизерное. Максимально выгодное для казны предложение давало участнику только 15 баллов.

Похоже, что задачу подороже сдать в аренду места под рекламу в петрозаводской мэрии не ставят. По-другому сложно объяснить, почему единственный объективный критерий, который, действительно, позволил бы провести честный конкурс, оказался в таком загоне. 

Странно выглядел и критерий, связанный с обязательствами по размещению социальной рекламы (еще 15 баллов), так как, по законодательству, 5% годового объема рекламы и без того необходимо предоставлять под социальную рекламу. Еще 15 баллов можно было получить за предложение по благоустройству территории вокруг конструкции. Но и тут не все так просто. В проекте договора указано, что владелец рекламной конструкции обязан лишь гарантировать уборку прилегающей территории. Ни о каком благоустройстве там нет ни слова. То есть можно предложить хоть золотом посыпать землю вокруг рекламного щита, а потом смело об этом забыть, так как в договоре о благоустройстве полный молчок.    

Не удивительно, что в карельском УФАС пришли к выводу, что данный конкурс нарушает закон о конкуренции, предоставляет необоснованные преимущества одним участникам и является формой дискриминации для других.

Руководитель карельского УФАС Артур Пряхин недоумевает, почему в условиях дефицита бюджетных средств для петрозаводской администрации вопрос цены оказался не принципиальным. По его мнению, критерии оценки победителя характеризовались высокой степенью субъективности, что позволяло принять решение в интересах конкретного предпринимателя или организации. Пряхин уверен, что самый оптимальный, честный и открытый способ выбора победителя — это проведение аукциона, когда все решала бы цена. 

Мы заметили еще одну особенность. Почему-то самые лакомые рекламные пространства не попали в список лотов, которые администрация пыталась «разыграть» в рамках последнего конкурса. Среди 31 предложенного лота вы не найдете мест на проспектах Ленина и Карла Маркса, улицах Красная, Энгельса, Антикайнена, Красноармейская, набережной Варкауса. Самые «козырные» места, попавшие в утвержденную схему, администрация почему-то решила приберечь до лучших времен. Не потому ли, что так «куется» благосостояние для отдельных бизнесменов, вовремя вписавшихся в официальные и не очень схемы? 

Сегодня мимо казны утекают сотни миллионов рублей. Рынок наружной рекламы процветает, а город с этого имеет жалкие 8 миллионов рублей в год. Такое чувство, что руководство города подобная ситуация вполне устраивает. Ведь провести аукцион — раз плюнуть. Пусть бы победителя определила щедрость участников. Но в Петрозаводске эта ясная и понятная логика не работает. Предприниматели, когда-то поделившие рынок «наружки», прекрасно чувствуют себя и без «бюджетной нагрузки». 

Чем дольше в Петрозаводске реклама будет крутиться в мутной воде, минуя конкурсы и лавируя между официальными схемами, тем полнее окажутся личные счета конкретных бизнесменов. А руководители города нам потом расскажут байки про нищий бюджет, которого ни на что не хватает. При таких приоритетах денег в казне никогда не будет ни на дороги, ни на уличное освещение, ни на элементарное благоустройство нашей затюканной, замызганной, раздолбанной столицы, которая все больше напоминает захолустный городок с прикормленными местами для «своих» — близких, знакомых, родных. 

Антонина Кябелева's picture

АВТОР: АНТОНИНА КЯБЕЛЕВА

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.