Антимонопольщики пресекли рекламу устройств, способствующих воровству электроэнергии

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ. Несколько дел по рассматриваемой в нашей публикации тематике возбудило и рассмотрело Карельское УФАС.

Физическое лицо привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 тысяч рублей.

До этого антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявлений граждан признал ненадлежащей рекламу, распространённую по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов в Петропавловске-Камчатском и Хабаровске в виде листовок с информацией о необходимости проведения метрологической поверки индивидуальных приборов учёта воды, поскольку в ней были нарушены требования пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Было установлено, что рекламируемые в листовках услуги оказывает индивидуальный предприниматель (ИП), зарегистрированный на территории Карелии, сведения о котором в листовке не отражены. При этом форма и содержание рекламных листовок могут вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у них неверное мнение по поводу организации, производящей поверку счётчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у «Городского центра обслуживания ЖКХ».

Таким образом отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП и ООО «Метер») и условиях проведения поверки искажает смысл информации, может вводить в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Следует отметить, что согласно выписки из ЕГРИП на момент возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении ИП прекратил свою деятельность на основании собственного решения. Однако этот факт не освобождает от административной ответственности, поскольку в момент совершения правонарушения гражданин был зарегистрирован в качестве ИП.

Также ненадлежащей решением комиссии Карельского УФАС признана реклама, распространённая ООО «Энергосервис» по почтовым ящикам многоквартирных домов в Петрозаводске в виде листовок с информацией о необходимости замены автоматических выключателей. В ней нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В управление поступили обращения физических лиц о фактах распространения рекламных листовок в форме «уведомлений» о необходимости замены автоматических выключателей, установленных в электрощитовых многоквартирных домов, так как они якобы не соответствуют нормам и подлежат обязательной замене, в связи с чем необходимо обратиться в диспетчерскую по указанному в листовке телефону. Использованные в листовках слова и выражения в совокупности воспринимались потребителями как официальные уведомления о необходимости замены автоматических выключателей.

При рассмотрении заявлений было установлено, что рекламные листовки распространяло ООО «Энергосервис». Вместе с тем у общества отсутствовали полномочия по направлению таких уведомлений, так как оно не является ни гарантирующим поставщиком, ни исполнителем коммунальной услуги, ни управляющей компанией.

Кроме того, ООО «Энергосервис» установило факт несоответствия автоматических выключателей действующим нормам посредством их визуального осмотра, без проведения необходимых замеров и испытаний.

Поскольку на территории Петрозаводска услуги по замене автоматических выключателей оказывают иные хозяйствующие субъекты, сформированная таким образом рекламная информация предоставляет ООО «Энергосервис» преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, так как создаёт у потребителей впечатление официальности изложенного в листовке требования о замене автоматических выключателей и обращения для этого только к обществу. При таких обстоятельствах комиссия УФАС признала, что рассмотрённая реклама является актом недобросовестной конкуренции, что свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Ещё одно дело Карельское УФАС возбудило в отношении ООО «Карелэнергоресурс» по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Основанием послужило обращение АО «Русал Урал» в лице филиала АО «Русал Надвоицы» с жалобой о необоснованном направлении в его адрес уведомления о необходимости замены узлов коммерческого учёта в связи с истечением срока службы средств измерения, входящих в их состав.

Управление установило, что средства измерения, входящие в состав узлов коммерческого учёта заявителя, являются исправными и пригодными к эксплуатации до установленного срока очередной поверки либо при выходе приборов учёта из строя или их утраты. В действиях ООО «Карелэнергоресурс» есть признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Дело о нарушении антимонопольного законодательства будет рассмотрено в установленном законом порядке.