«Дед Мороз» из Минсельхоза: кому достанется шоколадка?

Господдержка с креном на разорение: карельские совхозы разделили на «свои» и «чужие». 

В феврале 2019 года увидело свет постановление правительства Республики Карелия, существенно меняющее правила предоставления субсидий предприятиям молочного животноводства. Для директоров частных карельских совхозов этот документ означал если не приговор, то существенный удар по финансовой устойчивости предприятий, которые и без  «подножки» от государства существуют в непростых климатических и социально-экономических условиях. 

Генеральный директор ООО «Агрокомплекс имени В.М.Зайцева» Григорий Мануйлов направил в адрес главы РК Артура Парфенчикова письмо, в котором высказал опасение, что резкое сокращение субсидий для негосударственных совхозов негативно скажется не только на работе агрокомплекса, но и на финансовой устойчивости других предприятий молочного животноводства. Тревогу за судьбу предприятия высказал и генеральный директор АО «Эссойла» Насиб Абдулаев, который тоже направил обращение в карельское правительство. 

Главный идеолог «преобразований» - министр сельского и рыбного хозяйства РК Владимир Лабинов встретился с журналистами, чтобы объяснить мотивы и цели, заставившие его изменить правила предоставления субсидий для карельских совхозов. Во время пресс-конференции он, умело жонглируя цифрами и уводя разговор в сторону, ухитрился ни разу не упомянуть о том, что конкретно вызвало такую обеспокоенность руководителей совхозов. 

Григорий Мануйлов рассказал, что для него резкое сокращение объемов господдержки стало полной неожиданностью.

В 2019 году Минсельхоз решил вообще не давать негосударственным совхозам субсидию на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства. Между тем это крайне важная мера господдержки, с помощью которой компенсируются затраты на производство молока, мяса, кормов собственного производства, приобретение маточного поголовья крупного рогатого скота. Парадоксально, но для «своих» государственных совхозов министерство сохранило данную субсидию. 

В постановлении правительства РК от 1 февраля 2019 года прямо так и сказано, что данная субсидия предоставляется обществам, «более 50% акций которых находится в государственной собственности Республики Карелия». Фактически в министерстве уровень государственной поддержки поставили в зависимость от того, кто является собственником данного хозяйства. Если совхоз государственный (в Карелии это ОАО «Толвуйский», ОАО «Ведлозерский», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега»), то деньги налогоплательщиков в виде субсидии они получат, а вот если совхоз частный, то извольте выкручиваться самостоятельно. 

По предварительным подсчетам, господдержка совхоза имени Зайцева в 2019 году сократится минимум на 40% ! Помимо того что Минсельхоз полностью отобрал у негосударственных совхозов субсидию на мероприятия по поддержке доходности, была сокращена субсидия на молоко, уменьшена субсидия на повышение продуктивности в молочном животноводстве, а также «секвестирована» поддержка в области растениеводства, стимулирующая совхозы к производству собственных кормов.     

Григорий Мануйлов 

- Мы не ожидали, что поддержка может уменьшиться так существенно. Если ничего не изменится, то скорее всего нам придется сокращать посевные площади, сокращать объемы закупки семян, удобрений, так как собственных оборотных средств не хватает. Скорее всего, придется пересмотреть планы, связанные с техническим обновлением и капитальным ремонтом. Практически все планы на 2019 год, связанные с хозяйственной деятельностью, нам придется менять. Я впервые сталкиваюсь с тем, что при выделении субсидий предприятия поделили на государственные и негосударственные. Мне непонятно, почему при таком хорошем бюджете на развитие агропромышленного комплекса субсидию негосударственным совхозам урезают на 40-50 процентов, - сказал Григорий Мануйлов.

На пресс-конференции Владимир Лабинов попытался довести, как он выразился, «до широких масс» причину столь жестких перемен. Начал он с того, что как ни поддерживай совхозы, а толку от них мало. По его словам, в последнее время уровень продуктивности дойного стада в Карелии отстает и от среднероссийских показателей, и от традиционного лидера — Ленинградской области. Особенно Лабинову не нравится «тренд» 2018 года. Кстати, судя по статистике, тренд этот очень даже положительный: удои в расчете на одну корову в год увеличились с 6889 кг в 2016 году до 7007 кг в 2018 году. Еще неизвестно, какие бы были показатели, если бы не скандалы с умирающими от голода коровами и банкротством сразу нескольких сельхозпредприятий. Удои росли скорее даже не благодаря, а вопреки складывающейся ситуации. Но министр представил ситуацию таким образом, что вокруг него «халявщики», которые только и ждут, как бы проесть бюджетные деньги.      

- Мы действительно изменили подходы, и достаточно существенно….  Мы прекращаем практику выдачи денег за сам факт деятельности, - сказал Лабинов.

Он не стал вдаваться в конкретику, но скорее всего речь шла о той самой субсидии на доходность, в которой отказали частным предприятиям, сохранив ее для «своих» государственных совхозов.

- Сложившаяся практика получения денег за факт существования с последующим проеданием, некрасивое слово, но это так, если субсидии не сопрягаются с результатом, это неэффективное использование субсидий. Субсидии должны носить стимулирующий характер. От этой идеологии мы отступать не будем,

- продолжил министр.

Владимир Лабинов предусмотрительно умолчал о том, что практика «получения денег за факт существования с последующим проеданием» остается незыблемой для государственных совхозов. Он много говорил о необходимости модернизации производства, приобретения техники, увеличения посевных площадей.

- Мы объем поддержки не сокращаем, мы просто предлагаем за другие вещи давать премии. Не за то, что пришел на елку и получил подарок от Деда Мороза, за который мама заплатила, а за то, что прочитал стишок, получил из сумки от Деда Мороза конфетку, спел песенку, получил из сумки Деда Мороза шоколадку, - это дословный ответ министра на вопрос, не боится ли он гибели совхозов.

Ответ в высшей степени высокомерный. Такое впечатление, что для Лабинова государственные субсидии  - это «конфетки» и «шоколадки», которые он по своему желанию, словно Дед Мороз, дарит своим любимчикам. Вот только законодательство косо смотрит на подобное распределение наших с вами налогов. Как минимум, вопросы должны возникнуть у  антимонопольного органа. Но Лабинов уверен, что он действует в рамках правового поля.
 
- Все нормативные документы, которые выпускает Минсельхоз, проходят правовую экспертизу. Если документы утверждены в виде нормативного документа, значит, они находятся в правовом поле. У нас нет дискриминации в субсидиях на молоко государственным и негосударственным предприятиям. У нас находятся все в равных условиях, - сказал Лабинов, подтвердив, что размер субсидии на молоко действительно сократился.

Владимир Лабинов 

По словам Владимира Лабинова, задача министерства - два государственных совхоза, которые находятся в слабом экономическом состоянии, "довести в рабочем состоянии до момента приватизации".

В общем, в ущерб нормально работающим предприятиям решили поддержать совхозы «Толвуйский» и «Ведлозерский», чтобы они дотянули то того счастливого момента, когда на горизонте появится инвестор. Все банально: деньги «перенаправили» на поддержку умирающих предприятий, поставив тем самым под удар те хозяйства, которые пока еще крепко стоят на ногах. 

- А не оттолкнет ли это потенциальных покупателей? А то они купят предприятия, да еще и поддержки лишатся, - спросил журналист.

- Я не разделяю вашу точку зрения, - сухо заметил министр.

- А какая ваша точка зрения?

- Мы сделали все правильно, - стоял на своем Лабинов.

Парадоксально, но министр в разговоре с журналистом нашего издания попытался представить ситуацию таким образом, что и раньше негосударственные совхозы не получали субсидии на мероприятия по поддержке доходности в животноводстве. 

 

- Их в прошлом году не было для негосударственных предприятий. Они и в прошлом году были исключительно только для государственных предприятий. У вас несколько искаженная информация,

- уверял министр.

Если честно, подобный ответ удивляет. Зачем пытаться обмануть журналиста, если все элементарно проверяется? Именно в правительственном постановлении от 1 февраля 2019 года были зафиксированы изменения, закрывающие субсидии на доходность для частных предприятий. Директора негосударственных совхозов могут без труда подтвердить, что субсидии на мероприятия по поддержке доходности в животноводстве они получали и в 2016-м, и в 2017-м, и в 2018 годах. Остается только предположить, что Владимир Лабинов либо не в курсе происходящего, либо очень боится, что все эти «шоколадки» от Минсельхоза всплывут на поверхность. Но любое из этих объяснений не добавляет симпатии к тому, что происходит в карельском министерстве. 

Текст постановления правительства 2018 года и текст постановления 2019 года 

 

- Если с хозяйством имени Зайцева что-то случится, то за это несут ответственность директор и собственник. А если случится что-то с «Ведлозерским», то за это несут ответственность директор и собственник — правительство Республики Карелия, - наглядно объяснил Лабинов суть проводимой им государственной политики в области сельского хозяйства.     

Что же получается? Для того чтобы министру «не влетело», неудачи терпящих бедствие государственных предприятий пытаются решить за счет нормально работающих частных совхозов. При этом Владимир Лабинов с явной неохотой, но был вынужден признать, что в агрокомплексе имени Зайцева с экономикой все в порядке. 

Агрокомплекс имени Зайцева 

 

- Хозяйство имени Зайцева увеличивает объем производства молока, увеличивает поголовье за последние годы. Это факт. Но темпы — 30 коров за пять лет. Да, есть прирост, но это всего лишь одна ферма семейная, - сказал министр.  

Если даже абстрагироваться от антимонопольного законодательства, запрещающего создавать подобные преференции, то логика новой государственной политики явно хромает. Для того чтобы сгладить собственные управленческие просчеты, в министерстве пошли на то, чтобы ослабить сильные предприятия. И кто от этого выиграет? Лично Лабинов, который отведет от себя удар? Сомнительно, чтобы подобные мотивы составляли смысл государственной политики.          

Тем временем резкие шаги Минсельхоза вызывают тревогу и в других совхозах. Консультант генерального директора ООО «Маяк» Арсений Анохов сказал, что пока на предприятии пытаются «оценить масштабы последствий».  

- На территории республики есть предприятия, которые уже осуществляют инвестиционную деятельность, и нужно оценивать влияние снижения субсидирования на ранее запущенные инвестиционные программы, - сказал он.

Совхоз "Маяк"

 

Генеральный директор АО «Эссойла» Насиб Абдулаев уже просчитал возможные потери. По его словам, в 2019 году государственные субсидии для совхоза серьезно сокращаются. Потери прогнозируются в пределах 15 миллионов рублей. 

- Для нас это 12-13 вагонов комбикормов, которых бы хватило на 5 месяцев полноценного питания скота, - сказал он.

Насиб Абдулаев удивлен, что с этого года в предоставлении субсидии на доходность сделали разницу между государственными и негосударственными предприятиями.  

- Мы точно так же предоставляем рабочие места, точно так же платим налоги, и, возможно, даже больше, чем государственные предприятия. А государственные предприятия выделили, чтобы убыточным хозяйствам давать деньги… И мы еще хотим, чтобы какой-то инвестор пришел в республику. Не придет никто с таким подходом,

- сказал он.

Он, правда, выразил надежду, что компромисс с министерством все же удастся найти. По его мнению, когда речь идет о работе в условиях рискованного земледелия, то необходимо более взвешенно подходить к субсидированию. Он считает, что новые условия предоставления господдержки не мотивируют, а, напротив, отбивают желание заниматься сельским хозяйством. 

Во время пресс-конференции Владимир Лабинов много внимания уделил новым соглашениям, которые обязаны подписать предприятия, претендующие на субсидии. По его словам, именно в этих документах заложены условия, которые заставят совхозы повышать объемы производства, приобретать новую технику, увеличивать посевные площади. У нас есть возможность ознакомить читателей с типовым образцом этого бюрократического творения.     

Получатель субсидии, помимо достижения плановых показателей, сохранения рабочих мест и роста фонда оплаты труда, берет на себя следующие обязательства: «принимать участие в организуемых министерством информационных, обучающих, выставочно-ярмарочных мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства, способствующих популяризации достижений в сфере агропромышленного комплекса» и «предоставлять в министерство информацию о знаменательных, памятных, юбилейных датах, важнейших событиях и ключевых мероприятиях в работе организации». Помимо «хороводов», министерство требует регулярно предоставлять такой объем отчетности, что совхозам впору отдельного специалиста нанимать. Чиновников интересует буквально все: сколько мяса продали, какое количество человек приняло участие в минсельхозовских конкурсах, ярмарках и выставках, сколько случено коров и телок, сколько бычков продано, а сколько на откорме, за какую цену  предприятие закупает топливо и многое другое. Бухгалтеры хозяйств откровенно хватаются за голову. Такое чувство, что в министерстве уверены, что совхозам больше нечего делать, как только поставлять подробную отчетность о каждом своем вздохе. Причем все это - чистая "придумка" чиновников министерства, которую хозяйствам придется отрабатывать в дополнение к и без того объемной отчетности, установленной законами. 

В завершение пресс-конференции Владимир Лабинов предупредил: мол, «носить на руках мы не будем».  

- Все придут, и все заключат соглашения на условиях, которые Минсельхоз озвучил,

- уверен он.

И действительно, не переломятся. Барин сказал, холопы исполнили. Теперь в Карелии новые порядки… 

От редакции. Этот материал мы просим считать официальным запросом в Карельское управление Федеральной антимонопольной службы. Просим проверить нормотворчество карельского минсельхоза и произвольно раздаваемые им преференции на предмет соответствия антимонопольному законодательству. Мы будем рады сообщить позицию УФАС нашим читателям.