Узнали, что ждет маршрутки в Петрозаводске и почему опять должна измениться цена на проезд

Положа руку на сердце, петрозаводские перевозчики уже наказаны. Сейчас их машины стоят на приколе, хотя наверняка их бы с радостью выставили на маршруты и по 28 рублей (как это было до лета 2019-го, когда они в один момент взяли и увеличили стоимость проезда до 32 рублей). При этом все прекрасно помнят, как возмущенные чиновники, изображая заботу о гражданах, жаловались на наглых владельцев автобусов в УФАС. Людям от этого было ни горячо, ни холодно, потому что на ценах это вообще никак не отразилось (годом ранее по тому же поводу в ведомство обращался глава Карелии, и тогда тоже ничего не поменялось).

Тем не менее разбирательство-то состоялось. Причем длилось оно несколько месяцев. У перевозчиков запрашивали документы, которые они упорно не предоставляли, объясняли, что в ведомстве не дураки сидят и прекрасно понимают, что не могли владельцы автотранспортных предприятий в один день сесть за подсчеты и насчитать эти 32 рубля на всех маршрутах разом, просили объяснить и доказать обоснованность указанной цифры и т.д. и т.п. Перевозчики вроде бы и объясняли (даже довольно эмоционально), но доказать, что сделали все, не сговариваясь, не смогли. Так в марте (только в марте!) появилось решение УФАС о картельном сговоре владельцев автотранспортных предприятий.

 

Обосновывая свои выводы, члены комиссии указали на то, что у предприятий разные расходы на содержание, обслуживание и ремонт транспорта, разные затраты на оплату труда и налогов и разные доходы. В общем, они никак не могли в один день, независимо друг от друга, установить одинаковую цену на проезд.

Всё это, конечно, было очевидно и без УФАС и его разбирательства. Но ведомство официально признало факт нарушением антимонопольного законодательства. Администрация города своего добилась. Что дальше?

Дальше, согласно комментариям главы УФАС Артура Пряхина, опубликованным на сайте ведомства, решение может быть использовано администрацией Петрозаводска при обращении в суд для аннуляции разрешений, выданных на пассажирские автобусные перевозки в городе (и, если на то будет воля суда, на какое-то время город может остаться без маршруток вообще).

 

Мы поинтересовались в мэрии, готовится ли такое обращение, но оказалось, что решение еще не принято, и каким оно будет, почему-то опять зависит от УФАС.

Решение об обращении в суд за отзывом свидетельств будет приниматься только после того, как УФАС привлечет перевозчиков к ответственности, — сообщили нам в администрации города.

Ок. Звоним в Управление Федеральной антимонопольной службы. Они и в самом деле теперь могут привлечь перевозчиков к ответственности. Причем в нынешних условиях эта ответственность может оказаться весьма существенной. Согласно статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ, это может быть административный штраф на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки… но не менее 100 тысяч рублей.

Артур Пряхин сказал, что вопрос о привлечении юридических и должностных лиц фирм-нарушителей к административной ответственности решается. Уточнили в ведомстве, как он там решается и когда уже решится.

Срок привлечения к административной ответственности с момента объявления решения — до одного года, — пояснил заместитель руководителя УФАС Константин Бабкин. — Пока, в связи с ситуацией по коронавирусу, мы их к ответственности не привлекали. Никаких административных дел не возбуждали.

 

Почему администрация города продолжает ждать, пока УФАС накажет перевозчиков, в ведомстве не знают.

У них есть наше решение, — говорит Константин Евгеньевич. — Они могут с ним обратиться в суд. Мы свои действия не согласовываем с администрацией. Может быть, они ждут, устоит ли наше решение в суде (срок на обжалование — три месяца).

При этом оспорили ли перевозчики решение УФАС и собираются ли они это делать, в ведомстве пока не знают: никаких документов из суда на этот счет не приходило.

Примечательно, что, вынося решение, комиссия управления выдала транспортным компаниям предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Значит ли это, что перевозчики должны будут изменить тарифы на маршрутах?

Да. Они должны привести их в соответствие с показателями своей экономической деятельности. Если разные расходы и доходы, цена не может быть одинаковой. Они должны пересчитать всё и установить экономически обоснованный тариф. Каждый в отдельности.

 

— А если они этого не сделают (и ведь понятно, что не сделают — прим. авт.)? — спрашиваем.
— На этот случай тоже есть норма ответственности, тоже штрафы.

В любом случае, говорит Константин Бабкин, любое привлечение к ответственности перевозчиков будет только после стабилизации в стране обстановки по коронавирусу. Сейчас просто не до них.