ФАС наращивает мышцы.

Естественный и необходимый процесс противодействия монопо­льным устремлениям бизнеса и свя­занными с этим нарушениями зако­нов чиновниками подхлестнут эко­номическим кризисом — такой вы­вод следует из данных, которые при­вел в пятницу, 14 августа, руководи­тель управления федеральной анти­монопольной службы по Карелии Михаил Петров. Пресс-конференция была посвящена итогам работы ве­домства, им возглавляемого, за пер­вые шесть месяцев этого года.

 

То, что карельское Управление ФАС резко интенсифицировало свою работу, следует из таких цифр: в прошлом году (за все 12 месяцев!) на хозяйствующие субъекты республики было наложено штрафов — за различные нарушения антимонопольного законодательства —  на 1,5 миллиона рублей. А за шесть месяцев 2009 года — уже более чем на 24 миллиона. Правда, пока оплачено лишь 450 тысяч, но это — дело времени. Нарушители заплатят — куда денутся! На естественный вопрос, что произошло, в чем причина такого скачка, Михаил Петров ответил убедительно: стало больше нарушений — с одной стороны; мы стали интенсивнее работать — с другой. А причина растущего числа нарушений — в экономическом кризисе: у населения денег все меньше, а у го­сударства они есть. Вот бизнес и идет к государству: оказывает услу­ги, осуществляет поставки — раз уж казна платит. Больше взаимодей­ствия между бизнесом и чиновни­ком — больше нарушений со сторо­ны последних.

 

И вне связей с государственны­ми структурами бизнес в Карелии отнюдь не безгрешен. Сотрудника­ми УФАС выявлены нарушения в сфере оптовой торговли автомо­бильным топливом — эти наруше­ния и обусловили майский скачок розничных цен на бензин. Кстати, в розничной торговле бензином нару­шений и злоупотреблений не зафик­сировано. Но все равно поставщики заплатят многомиллионные штра­фы — их величина зависит от рецидивности — основные оптовые тор­говцы бензином в прошлом году уже были наказаны.

 

Особо интересуют всех, конеч­но, цены на лекарства. Как обстоят дела с группой лекарств, наценка на которые ограничена законодатель­но? Превышения максимально допустимой наценки зафиксированы. Вот парочка из названий «провинив­шихся» предприятий: МУП «Аптека №7» — Лахденпохский район, ООО Северный Союз» — Суоярвский район... Есть нарушения и в Оло­нецком, и в Пряжинском, и в Прионежском районах...

 

Кстати, о законодателях. До сих пор федеральная антимонопольная служба не имела права иницииро­вать преследования законодатель­ных органов власти за допущенные нарушения. Они были вне ее юрис­дикции. Руки были коротки. До ор­ганов исполнительной власти ФАС еще могла дотянуться, а вот до зако­нодательной…

 

Теперь все иначе. Частично 22 августа, а частично в октябре вто­рой антимонопольный пакет зако­нов входит в действие. Согласно этим документам, значительно рас­ширяется круг возможностей орга­нов антимонопольной службы. Больше становится их юридический инструментарий.

 

Пример: если раньше ни под ка­ким видом чиновника, уличенного в ограничении конкуренции, нельзя было наказать другим образом, кро­ме как незначительным штрафом, то теперь ему может грозить и ре­альный срок заключения — до 7 лет! То есть в руках специалистов ФАС теперь не только административное законодательство, но и уголовное. Причем наказания не самые мягкие: семь лет лишения свободы — очень сурово. То же касается и предприни­мателей. И даже в большей степени их, чем чиновников.

 

Да и штрафы — если раньше бы­ли фиксированные — максимум 30 или 50 тысяч рублей, то теперь штраф определяется процентом от суммы, допустим, преференций, незаконно предоставленных чиновником.

 

Допустим, некий чиновник не­законно предоставил льготы — ком­мерческой компании на сумму, ну, положим, 10 миллионов рублей. 30 тысяч штрафа теряются на фоне этой горы денег. А вот если ему бу­дет грозить уплата штрафа в разме­ре хотя бы 5% от этой суммы? Да еще и реальный срок замаячит за та­ким штрафом? Захочет ли он пус­каться в незаконные махинации? Вряд ли.

Словом, государство вооружает ФАС новыми законами. ФАС гото­вится принять их в свои руки. Воору­жается и наращивает мышцы. На­верное, это не должно тревожить на­селение. Скорее наоборот. Слишком уж монополизирована наша эконо­мика. Может, с помощью новых за­конов она станет хоть чуть-чуть ли­беральнее и гуманнее?