«Своим» - вершки, «чужим» - корешки.

Процесс, который состоялся 23 марта в Арбитражном суде РК, без преувеличения можно назвать сенсацией. В зале судебных заседаний прозвучали убийственные факты, свидетельствующие о методичном и планомерном уничтожении муниципальной системы здравоохране­ния, которое проводится с подачи карельской влас­ти. С помощью тарифов Фонда обязательного медицинского  стра­хования чиновники загоняли в тупик муниципальное здравоохранение только ради того, чтобы сэкономить деньги республиканского бюджета.

 

Подозрительные тарифы

Эта скандальная история на­чалась еще в прошлом году. О том, что тарифы на одинаковые виды услуг оплачиваются для муници­пальных и республиканских учреж­дений здравоохранения по-разно­му, поначалу говорили шепотом, потом все более и более открыто. Но откровенно бунтовать против карельского правительства мест­ные органы власти долго не реша­лись.

Первыми не выдержали в Пет­розаводске. Петрозаводская ад­министрация направила в Управле­ние Федеральной антимонополь­ной службы по РК (УФАС) жалобу на неравенство, царящее в сфере тарифов на медицинские услуги. УФАС по РК в свою очередь прове­ло экспертизу и пришло к выводу, что жалоба вполне обоснованная.

В качестве эксперта была привлечена Аудиторско-консалтинговая фирма "Пост-Консуль­тант". Изучив положение дел в ро­дильном доме имени Гуткина и в республиканском перинатальном центре, аудиторы заключили, что тарифы, по которым ФОМС пере­числяет учреждениям средства, экономически не обоснованы. Ма­ло того, они не отражают факти­ческую потребность учреждений в финансовых средствах для оказа­ния квалифицированной медици­нской помощи.

К при­меру, в 2008 году тариф по амбулаторно-поликлиническому посещению, установленный для ГУЗ «Республиканский перинатальный центр» превышал тариф на аналогичные услуги, установленный для МУЗ «Родильный дом им.Гуткина К.А.» в 2,04 раза, по профосмотру - в 1,57 раза, по стационару для бе­ременных и рожениц - в 1,59 раза.

В 2009 году тарифы, установ­ленные для ГУЗ "Республиканский перинатальный центр'', также пре­высили тарифы для муниципаль­ного родильного дома имени Гут­кина: по амбулаторно-поликлиническому посещению - в 1,63 раза, по профосмотру - в 1,25 раза, по стационару для беременных и ро­жениц - в 1,49 раза.

Еще в прошлом году антимо­нопольная служба направила пред­писания об устранении нарушений в Министерство здравоохранения и социального развития, в Ка­рельский территориальный фонд обязательного медицинского стра­хования, в страховые компании и Республиканскую медицинскую ассоциацию. Данные учреждения с позицией УФАС не согласились и подали заявления в Арбитражный суд с требованием отменить вы­данное предписание. В марте ны­нешнего года стороны конфликта встретились в суде.

 

Конкуренция по-карельски

Позиция фонда, карельского Минздрава и страховых компаний, руководители которых также при­сутствовали на суде, заключается в том, что система обязательного медицинского страхования не яв­ляется рынком услуг и товаров. Значит, антимонопольное законо­дательство в данном случае не применимо. Как утверждали представители ФОМС и Минздра­ва РК, никакой конкуренции между муниципальным родильным домом имени Гуткина и республиканским перинатальным центром нет и быть не может. Разницу в тарифах ФОМС объяснял тем, что речь идет не об одних и тех же медицинских услугах, а об услугах, которые просто одинаково называются, но якобы имеют разное содержание.

Главный врач перинатального центра Наталья Иванова рассказы­вала, что центр оказывает помощь жителями всей республики, здесь развита специализированная помощь для женщин,  страдающих различными патологиями. Другими словами, раз перинатальный центр занимается более сложными случаями, то и тарифы для него  должны быть установлены более высокие.

С такой постановкой воп­роса были принципиально не сог­ласны ни представители петроза­водской администрации, ни глав­ный врач муниципального роддома Владимир Петров. Никто бы не спорил, если бы речь шла о тари­фах на специализированную или высокотехнологичную медицинс­кую помощь. Но, в сущности, фонд и Минздрав по-разному оценили медицинские услуги, которые ни­чем не отличаются.

Специалисты городской адми­нистрации обращали внимание су­да на то, что не представлено ника­ких доказательств того, что, к при­меру, амбулаторно-поликлиническое посещение в перинатальном центре чем-то отличается от ана­логичной услуги в роддоме. К при­меру, каждый год, когда республи­канский перинатальный центр зак­рывается на проветривание, в те­чение целого месяца петрозаводс­кий роддом в полном объеме вы­полняет все его функции.

Одним из важных финансовых источников, позволяющих разви­ваться и роддому, и перинатально­му центру, являются родовые сер­тификаты. Будущие мамы, доверяя жизнь и здоровье своего будущего ребенка тому или иному медици­нскому учреждению, фактически голосуют рублем. Что это, если не конкуренция? - убеждали суд представители УФАС и городской администрации. Но, по их мнению, из-за тарифной политики силы в этой конкурентной борьбе у роддо­ма и перинатального центра оказы­ваются явно не равны.

За аналогичные услуги пери­натальный центр получает из фон­да возмещение примерно в полто­ра раза выше, чем роддом. Кроме того, существует еще так называе­мый коэффициент возмещения. Если республиканскому учрежде­нию возмещают все 100 процентов от установленного тарифа, то му­ниципальному роддому по какой-то неведомой причине - только 73 процента тарифа, который еще и занижен.

Кстати, судья пыталась вы­яснить происхождение этого странного коэффициента, но внятного ответа так и не услы­шала. Представитель министер­ства твердил, что коэффициент возмещения введен якобы для выравнивания финансовых ус­ловий. К чему привело подоб­ное "выравнивание", четко объяснил главврач муници­пального роддома.

Владимир Петров наста­ивает, что не существует та­ких показаний, по которым буду­щие мамы могли бы обслуживать­ся исключительно в перинатальном центре. Другими словами, те пато­логии, с которыми справляются в центре, под силу и роддому. Около 20 пациентов петрозаводского роддома - это женщины из ка­рельских районов. Но развиваться роддому имени Гуткина при ны­нешней тарифной политике крайне сложно. Экономически необъясни­мые тарифы довели роддом до кричащего состояния: сегодня де­нег не хватает даже на медикамен­ты. Из-за разницы в зарплате за последний год из муниципального роддома ушли 18 врачей.

 

Ловкость цифр и никакого мошенничества

Но главные "открытия" были впереди. Представители ФОМС и Минздрава РК были категорически против вызова в суд директора ООО "Пост-Консультант" Светланы Левиной, которая лично проводила экспертизу обоснованности эконо­мических тарифов, установленных для роддома и перинатального центра. Очень быстро стало понят­но, почему ни в фонде, ни в минис­терстве не хотят выслушать столь важного свидетеля.

По словам эксперта, при ана­лизе тарифов было собрано ог­ромное количество финансовых документов. Эксперты не только встречались со специалистами ФОМС, но и непосредственно про­веряли документацию в самих ле­чебных учреждениях. В итоге, уве­ряет руководитель "Пост-Консуль­танта", было собрано пять томов доказательств того, что тарифы для муниципального роддома "во­обще ни на чем не основаны", а, попросту говоря, взяты с потолка. "Если озвучить все факты, которые вскрылись, то тут еще процессов десять бы было", - сказала Светла­на Левина.

По оценке эксперта, установ­ленные для роддома тарифы не ос­нованы ни на одной из методик, ко­торые утверждены в Карелии. Фак­тически тарифы не рассчитыва­лись, как того требует закон, а ут­верждались на основе произволь­ных пожеланий "свыше".  Хотя, конечно, определенная логика в них есть.

В качестве примера Левина привела тариф на амбулаторно-поликлиническое посещение. "Мудрая" тарифная политика ка­рельского правительства привела к тому, что муниципальный и республиканский бюджет несут несораз­мерную нагрузку. В 2008 году рас­ходы на предоставление амбулаторно-поликлинических услуг в му­ниципальном роддоме оплачива­лись из городского бюджета на 47,8 процента. В то же время доля республиканского бюджета в фи­нансировании этой медицинской услуги, которую оказывал перина­тальный центр, составила всего 3,03 (!) процента! Если из ФОМС муниципальному роддому было возмещено 36,2 процента расхо­дов по этой услуге, то перинаталь­ному центру фонд покрыл 80,7 про­цента расходов. Как говорится, по­чувствуйте разницу.

Судя по приведенным экспер­том цифрам, вся тарифная полити­ка карельского правительства сво­дится к банальной попытке перело­жить груз финансирования муниципальных больниц и поликлиник на местные бюджеты. Для этого довольно   ловко   используются деньги фонда, который фактически перераспределяет наши с вами от­числения. Республиканская власть львиную долю средств фонда пе­ретягивает на финансирование нескольких республиканских уч­реждений, фактически "бросая на камни" всю республику с ее районными и городскими больни­цами, поликлиниками и поселко­выми амбулаториями.

За счет чего муниципальное здравоохранение будет выживать, ни Минздрав, ни правительство, видимо, не волнует. Понятно, что местным бюджетам, которых толком даже на приобретение топлива не хватает, не до современных методов диагностики и лечения. Сто­ит ли удивляться, что смертность у нас значительно превышает обще­российские показатели. С таким муниципальным здравоохранением в Карелии не показано жить долго.

Светлана Левина рассказала, что аудиторы неоднократно проси­ли специалистов Минздрава хоть как-то объяснить утвержденные та­рифы. Но на контакт министерство по каким-то причинам не пошло. По словам Левиной, федеральный ФОМС настаивает, чтобы регионы рассчитывали полный тариф, соот­ветствующий реальным затратам. В Карелии этого не делается. Воз­можно, считать реальные потреб­ности - не в нашей традиции. Ведь в этом случае будет еще сложнее объяснить, что же происходит с та­рифами на медицинские услуги.

 

P.S. На прошлой неделе наконец-то бы­ло подписано тарифное согла­шение на 2010 год. Тарифы для петрозаводских учреждений здравоохранения подняли при­мерно на 20 процентов. Специа­листы убеждены, что на этот шаг республика пошла под давлени­ем со стороны УФАС. Несмотря на это, от экономически обосно­ванных новые тарифы так же да­леки, как власть от народа.