«Своим» - вершки, «чужим» - корешки.
Процесс, который состоялся 23 марта в Арбитражном суде РК, без преувеличения можно назвать сенсацией. В зале судебных заседаний прозвучали убийственные факты, свидетельствующие о методичном и планомерном уничтожении муниципальной системы здравоохранения, которое проводится с подачи карельской власти. С помощью тарифов Фонда обязательного медицинского страхования чиновники загоняли в тупик муниципальное здравоохранение только ради того, чтобы сэкономить деньги республиканского бюджета.
Подозрительные тарифы
Эта скандальная история началась еще в прошлом году. О том, что тарифы на одинаковые виды услуг оплачиваются для муниципальных и республиканских учреждений здравоохранения по-разному, поначалу говорили шепотом, потом все более и более открыто. Но откровенно бунтовать против карельского правительства местные органы власти долго не решались.
Первыми не выдержали в Петрозаводске. Петрозаводская администрация направила в Управление Федеральной антимонопольной службы по РК (УФАС) жалобу на неравенство, царящее в сфере тарифов на медицинские услуги. УФАС по РК в свою очередь провело экспертизу и пришло к выводу, что жалоба вполне обоснованная.
В качестве эксперта была привлечена Аудиторско-консалтинговая фирма "Пост-Консультант". Изучив положение дел в родильном доме имени Гуткина и в республиканском перинатальном центре, аудиторы заключили, что тарифы, по которым ФОМС перечисляет учреждениям средства, экономически не обоснованы. Мало того, они не отражают фактическую потребность учреждений в финансовых средствах для оказания квалифицированной медицинской помощи.
К примеру, в 2008 году тариф по амбулаторно-поликлиническому посещению, установленный для ГУЗ «Республиканский перинатальный центр» превышал тариф на аналогичные услуги, установленный для МУЗ «Родильный дом им.Гуткина К.А.» в 2,04 раза, по профосмотру - в 1,57 раза, по стационару для беременных и рожениц - в 1,59 раза.
В 2009 году тарифы, установленные для ГУЗ "Республиканский перинатальный центр'', также превысили тарифы для муниципального родильного дома имени Гуткина: по амбулаторно-поликлиническому посещению - в 1,63 раза, по профосмотру - в 1,25 раза, по стационару для беременных и рожениц - в 1,49 раза.
Еще в прошлом году антимонопольная служба направила предписания об устранении нарушений в Министерство здравоохранения и социального развития, в Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в страховые компании и Республиканскую медицинскую ассоциацию. Данные учреждения с позицией УФАС не согласились и подали заявления в Арбитражный суд с требованием отменить выданное предписание. В марте нынешнего года стороны конфликта встретились в суде.
Конкуренция по-карельски
Позиция фонда, карельского Минздрава и страховых компаний, руководители которых также присутствовали на суде, заключается в том, что система обязательного медицинского страхования не является рынком услуг и товаров. Значит, антимонопольное законодательство в данном случае не применимо. Как утверждали представители ФОМС и Минздрава РК, никакой конкуренции между муниципальным родильным домом имени Гуткина и республиканским перинатальным центром нет и быть не может. Разницу в тарифах ФОМС объяснял тем, что речь идет не об одних и тех же медицинских услугах, а об услугах, которые просто одинаково называются, но якобы имеют разное содержание.
Главный врач перинатального центра Наталья Иванова рассказывала, что центр оказывает помощь жителями всей республики, здесь развита специализированная помощь для женщин, страдающих различными патологиями. Другими словами, раз перинатальный центр занимается более сложными случаями, то и тарифы для него должны быть установлены более высокие.
С такой постановкой вопроса были принципиально не согласны ни представители петрозаводской администрации, ни главный врач муниципального роддома Владимир Петров. Никто бы не спорил, если бы речь шла о тарифах на специализированную или высокотехнологичную медицинскую помощь. Но, в сущности, фонд и Минздрав по-разному оценили медицинские услуги, которые ничем не отличаются.
Специалисты городской администрации обращали внимание суда на то, что не представлено никаких доказательств того, что, к примеру, амбулаторно-поликлиническое посещение в перинатальном центре чем-то отличается от аналогичной услуги в роддоме. К примеру, каждый год, когда республиканский перинатальный центр закрывается на проветривание, в течение целого месяца петрозаводский роддом в полном объеме выполняет все его функции.
Одним из важных финансовых источников, позволяющих развиваться и роддому, и перинатальному центру, являются родовые сертификаты. Будущие мамы, доверяя жизнь и здоровье своего будущего ребенка тому или иному медицинскому учреждению, фактически голосуют рублем. Что это, если не конкуренция? - убеждали суд представители УФАС и городской администрации. Но, по их мнению, из-за тарифной политики силы в этой конкурентной борьбе у роддома и перинатального центра оказываются явно не равны.
За аналогичные услуги перинатальный центр получает из фонда возмещение примерно в полтора раза выше, чем роддом. Кроме того, существует еще так называемый коэффициент возмещения. Если республиканскому учреждению возмещают все 100 процентов от установленного тарифа, то муниципальному роддому по какой-то неведомой причине - только 73 процента тарифа, который еще и занижен.
Кстати, судья пыталась выяснить происхождение этого странного коэффициента, но внятного ответа так и не услышала. Представитель министерства твердил, что коэффициент возмещения введен якобы для выравнивания финансовых условий. К чему привело подобное "выравнивание", четко объяснил главврач муниципального роддома.
Владимир Петров настаивает, что не существует таких показаний, по которым будущие мамы могли бы обслуживаться исключительно в перинатальном центре. Другими словами, те патологии, с которыми справляются в центре, под силу и роддому. Около 20 пациентов петрозаводского роддома - это женщины из карельских районов. Но развиваться роддому имени Гуткина при нынешней тарифной политике крайне сложно. Экономически необъяснимые тарифы довели роддом до кричащего состояния: сегодня денег не хватает даже на медикаменты. Из-за разницы в зарплате за последний год из муниципального роддома ушли 18 врачей.
Ловкость цифр и никакого мошенничества
Но главные "открытия" были впереди. Представители ФОМС и Минздрава РК были категорически против вызова в суд директора ООО "Пост-Консультант" Светланы Левиной, которая лично проводила экспертизу обоснованности экономических тарифов, установленных для роддома и перинатального центра. Очень быстро стало понятно, почему ни в фонде, ни в министерстве не хотят выслушать столь важного свидетеля.
По словам эксперта, при анализе тарифов было собрано огромное количество финансовых документов. Эксперты не только встречались со специалистами ФОМС, но и непосредственно проверяли документацию в самих лечебных учреждениях. В итоге, уверяет руководитель "Пост-Консультанта", было собрано пять томов доказательств того, что тарифы для муниципального роддома "вообще ни на чем не основаны", а, попросту говоря, взяты с потолка. "Если озвучить все факты, которые вскрылись, то тут еще процессов десять бы было", - сказала Светлана Левина.
По оценке эксперта, установленные для роддома тарифы не основаны ни на одной из методик, которые утверждены в Карелии. Фактически тарифы не рассчитывались, как того требует закон, а утверждались на основе произвольных пожеланий "свыше". Хотя, конечно, определенная логика в них есть.
В качестве примера Левина привела тариф на амбулаторно-поликлиническое посещение. "Мудрая" тарифная политика карельского правительства привела к тому, что муниципальный и республиканский бюджет несут несоразмерную нагрузку. В 2008 году расходы на предоставление амбулаторно-поликлинических услуг в муниципальном роддоме оплачивались из городского бюджета на 47,8 процента. В то же время доля республиканского бюджета в финансировании этой медицинской услуги, которую оказывал перинатальный центр, составила всего 3,03 (!) процента! Если из ФОМС муниципальному роддому было возмещено 36,2 процента расходов по этой услуге, то перинатальному центру фонд покрыл 80,7 процента расходов. Как говорится, почувствуйте разницу.
Судя по приведенным экспертом цифрам, вся тарифная политика карельского правительства сводится к банальной попытке переложить груз финансирования муниципальных больниц и поликлиник на местные бюджеты. Для этого довольно ловко используются деньги фонда, который фактически перераспределяет наши с вами отчисления. Республиканская власть львиную долю средств фонда перетягивает на финансирование нескольких республиканских учреждений, фактически "бросая на камни" всю республику с ее районными и городскими больницами, поликлиниками и поселковыми амбулаториями.
За счет чего муниципальное здравоохранение будет выживать, ни Минздрав, ни правительство, видимо, не волнует. Понятно, что местным бюджетам, которых толком даже на приобретение топлива не хватает, не до современных методов диагностики и лечения. Стоит ли удивляться, что смертность у нас значительно превышает общероссийские показатели. С таким муниципальным здравоохранением в Карелии не показано жить долго.
Светлана Левина рассказала, что аудиторы неоднократно просили специалистов Минздрава хоть как-то объяснить утвержденные тарифы. Но на контакт министерство по каким-то причинам не пошло. По словам Левиной, федеральный ФОМС настаивает, чтобы регионы рассчитывали полный тариф, соответствующий реальным затратам. В Карелии этого не делается. Возможно, считать реальные потребности - не в нашей традиции. Ведь в этом случае будет еще сложнее объяснить, что же происходит с тарифами на медицинские услуги.
P.S. На прошлой неделе наконец-то было подписано тарифное соглашение на 2010 год. Тарифы для петрозаводских учреждений здравоохранения подняли примерно на 20 процентов. Специалисты убеждены, что на этот шаг республика пошла под давлением со стороны УФАС. Несмотря на это, от экономически обоснованных новые тарифы так же далеки, как власть от народа.