Проект концепции новой редакции 94-ФЗ!

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Размещение заказов является одной из самых наиболее уязвимых в отношении коррупции сфер экономики. В данной сфере годами складывались взаимоотношения между заказчиками и поставщиками, напоминавшие «закрытый клуб», в который вход для рядового предпринимателя представлялся практически невозможным.

При этом до 94-ФЗ в соответствии с аналитическим докладом аудиторско-консалтинговой компании ФБК «Неправильные» госзакупки», опубликованным в 2004 году, доля честных конкурсов, при проведении которых победитель не был известен заранее, в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1 %. 

С 1 января 2006 года, а именно с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), ситуация с размещением государственного и муниципального заказа в Российской Федерации принципиально изменилась. Новое законодательство пришло на смену неэффективному и практически на 99% коррупционному порядку проведения процедур размещении заказов.

Основными задачами реформы системы размещения заказов стало обеспечение закупки продукции, соответствующей по качеству требованиям заказчика, устранение коррупции и достижение экономии бюджетных средств, обеспечение равного доступа предпринимателей к процедуре закупок и введение механизмов объективного выбора победителя.

В целом, предпринятые благодаря действию 94-ФЗ меры позволили:

1. Добиться информационной прозрачности в сфере госзаказа (с 1 января 2011 года начал работать общероссийский портал, на котором размещается вся информация о всех заказах в стране, в т.ч. региональных и муниципальных).

2. Обеспечить предпринимателям равный доступ к госзаказу. При этом по результатам опроса – 74% предпринимателей проголосовали за заложенную в 94-ФЗ новую экономическую идеологию.

3. Значительно повысить качество поставляемой продукции за счет полного исключения со 2 августа 2010 года некачественного обеспечения обязательств по контрактам (страховок), а также за счет значительно более тщательного определения заказчиками требований к закупаемой продукции.

4. Создать в сфере госзаказа единое экономическое пространство в стране путем централизованного (на пяти площадках) проведения электронных аукционов, как наиболее эффективного способа размещения заказов – в настоящее время на площадках зарегистрировались уже более 50 тыс. предпринимателей.

5. Добиться значительной экономии бюджетных средств (за 4 года – более 770 млрд.руб.) - это новые возможности по приобретению необходимых товаров и строительству инфраструктуры.

С учетом того, что ЭЦП в стране получат до 3-х млн. человек и будет осуществлен переход в сфере госзаказа исключительно на электронный документооборот, 94-ФЗ можно рассматривать как проект по модернизации страны. 

В то же время в системе госзаказа отмечается целый ряд еще нерешенных проблем, вызывающих справедливую критику, для устранения которых в соответствии с поручением Президента и Правительства РФ необходимо внести существенные изменения в 94-ФЗ, в т.ч.:

1. Для исключения закупки некачественной продукции и обеспечения инновационного направления госзакупок – обязать профильные федеральные ведомства разработать типовые требования (в т.ч. гарантийные) к стандартным товарам, работам и услугам, а также ежегодно определять инновационные требования к продукции и включать такие требования в типовые контракты.

2. В целях повышения профессионализма заказчиков и качества конечного результата – определить министерства в силу закона уполномоченными органами по размещению заказов для их подведомственных учреждений (централизация функции закупок).

3. В целях повышения профессионализма поставщиков и качества конечного результата – предусмотреть в определенных случаях при приобретении продукции количественно измеряемые и администрируемые дополнительные требования к участникам (например, по аналогии с имеющимися в настоящее время требованиями в 94-ФЗ по строительству). Особенно актуально введение данных требований для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т.д. 

4. Для быстрого рассмотрения вопросов о расторжении контрактов при их ненадлежащем исполнении - предусмотреть упрощенную (в течение 10 дней) административную процедуру их расторжения на основании решений специальных межведомственных комиссий при ФАС России с участием как финансовых, так и правоохранительных органов власти.

5. Для корректного формирования начальной цены контракта – определить в законе алгоритм действий заказчика по ее обоснованию, а также поручить профильным ведомствам определять в ряде случаев ее расчет.

6. Ввести обязанность публичной защиты заказчиком своих бюджетных потребностей, что повысит общественный контроль в данной сфере. Необходимо предусмотреть возможность распределения части полученной экономии  при корректности определения начальных цен  на  увеличение ФОТ заказчика (введение мотивации заказчика на добросовестное исполнение законодательства).

7. Предусмотреть обязательность применения заказчиками санкций за нарушение исполнения обязательств по контрактам, а также установить в законе максимальные сроки для оплаты заказчиками качественно исполненных предпринимателем контрактов и ответственность за нарушение таких сроков.

8. Ввести процедуру дисквалификации должностных лиц заказчиков при грубейших нарушениях (по аналогии с законом о защите конкуренции), а также предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа.

9. Для исключения возможности злоупотребления предпринимателями своими правами, а также введения для предпринимателей возможности электронного обжалования действий заказчиков - установление государственной пошлины за подачу жалоб.

10. Исключение запроса котировок, как конкурентного, но коррупционного способа размещения заказов и замена его на уже предусмотренный 94-ФЗ короткий по срокам электронный аукцион.

11. Установление законодательных требований к обеспечению контрактов (типовые формы банковских гарантий и поручительств), а также централизованной проверки поручителей по контрактам.

12. Замена субъективной оценки членов комиссии при оценке заявок на участие в конкурсе в большей степени на объективную оценку.

13. Для снижения возможностей по недобросовестному исполнению контрактов -  включение в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим лицом, а также введение обязанности заказчиков требовать финансовое обеспечение по всем контрактам для их качественного исполнения.

Данные изменения 94-ФЗ должны быть взаимоувязаны с планом по введению Федеральной контрактной системы, предусмотренной Концепцией по повышению эффективности бюджетных расходов, одобренной в Правительстве РФ.