Почему будет дорожать бензин?

Который год пытаюсь понять систему ценообразования в целом и в частностях. Сейчас поведу речь о бензине. Наши чиновники – обращался много раз к ним – ничего не говорят. Или говорят, но не по делу.

Доморощенные бизнес-аналитики, наши, петрозаводские, понимают в вопросе еще меньше меня. Щеки надувают и говорят умные слова. А до сути вопроса, похоже, добраться не могут. В общем, решил разобраться сам. Почитал, подсчитал, поразмышлял, проконсультировался со знакомым – служащим в УФАС. Опять посоветовался с налоговиком, специалистом по акцизам. И вот что у меня получилось. Предлагаю свои выводы.

Начну с противопоставлений. Хоть я и не люблю Америку, а приходится признать, что у них с этим делом лучше. Да и везде лучше, увы.

В Америке и Европе цена литра бензина образуется примерно так: «сетевик» покупает на рынке нефть, затем отдает ее в производство. На тот НПЗ, на который сам захочет. Нефтеперерабатывающий завод тоже сам себе хозяин. В этом коренное отличие от ситуации в России.

У нас НПЗ принадлежат крупнейшим корпорациям. Не буду их перечислять – все знают. Так сложилось в результате приватизации. А в Штатах и вообще везде НПЗ свободен. Он не принадлежит компании по добыче нефти и работает со всеми желающими.

НПЗ в России 28 штук (по данным на прошлый год) и ни одного независимого! Ни единого. Все принадлежат добывающим компаниям. Частным, получастным, государственным. Им же принадлежат и заправки. По разным данным, от 40% до 80%. Остальные, даже если поверить (я не верю), что этих остальных 60%, мелочь. Данных по продаваемому частниками бензину я не нашел. Но ясно, что они не могут составить хоть сколько-нибудь заметную конкуренцию «китам», даже если их 60%. А продают они, наверное, 10% от общего количества продаваемого бензина. Ну, может, 15. И все!

Я хочу проиллюстрировать эти данные официальными. Скопировано с сайта ТНК – без изъятий. ТНК, наша, карельская, дочерняя фирма российской ТНК. В настоящее время мы располагаем пятью нефтебазами (в Ледмозере, Сортавале, Медвежьегорске, Кочкоме и Петрозаводске) и двадцатью АЗС в 10 районах республики, а также в Петрозаводске и Костомукше. ЗАО «Карелнефтепродукт» имеет лицензию Министерства энергетики РФ № А 991436 от 22 февраля 2001 г. на хранение нефти и продуктов ее переработки, а также лицензию Карельского республиканского отделения Российской транспортной инспекции № В 451400 от 4 сентября 2000 г. на осуществеление деятельности по эксплуатации автозаправочных станций. Кроме того, у нас есть лицензии на осуществление строительной деятельности, электромонтажных и пусконаладочных работ.

А вот данные из Википедии: компании (ТНК) принадлежит 5 нефтеперерабатывающих заводов: в Рязани, Нижневартовске, Нягани (ХМАО), Саратове и Лисичанске в Украине.

Вместо ТНК мог бы поставить название любой компании. Но ТНК наиболее интересна из-за своего названия «Тюменская». Тюмень – нефтедобывающий регион, так что в названии суть. Она и добывает, и перерабатывает, и продает. Но мог бы взять данные любой другой. Любая из «китов» располагает своими заводами, хранилищами, заправками, всей системой продажи и производства бензина (вообще моторного топлива и, между прочим, топочного мазута – он тоже продукция НПЗ). Вся система. Таким образом, я пришел к объективному (как мне кажется) выводу: система ценообразования на бензин, по сути, монопольная. Во всяком случае картельная. Это для понимания общей ситуации с ценообразованием.

Возникает вопрос: как же сделать так, чтобы в нефтедобывающей стране цены на моторное топливо не росли с такой скоростью? Ответ кроется в вопросе. Страна нефтедобывающая. Раз уж мы построили такое общество, где картельный сговор даже не очень-то скрывается, государству и нужно решить этот вопрос.

Но, похоже, не может. Пытается, но пока не может. Жадность чиновников, стоящих у кормила этих компаний, не позволяет. Чтобы это кормило хорошо их кормило и в дальнейшем, не позволяют они вмешиваться в свои дела.

Ну, тут, конечно, выходит на первый план вопрос коррупции. О проникновении бизнеса в государственные институты. Властные институты! О законах вопрос возникает. О законотворчестве и соблюдении. Об ответственности чиновников перед обществом. Ну и так далее… Неприятные вопросы. Без ответов. Пока их в России не решат, цены на топливо так и будут расти быстрее, чем сугробы в ноябре, быстрее, чем где-либо в мире. Такая вот нефтедобывающая экономика. ФАС, конечно, пытается что-то сделать. Кстати, наше, Карельское УФАС очень неплохо работает, у нас цены не так скачут, как, допустим, в Сибири, на Алтае, в Туве. Но все же ФАС – инструмент тонкой отладки бизнеса. История рояля и настройщика: настроил его настройщик – рояль играет. А если перед настройщиком не рояль, а танк, то что он сможет сделать? Да ничего. Только посоветовать не реветь движком. Иными словами, ФАС с ситуацией не справится. Система! С ней не повоюешь.

Вот, собственно, и все, что я надумал. Неутешительные выводы. Редактор просил написать о перспективах: будут расти цены? Чиновники не дают ответа, что они могут знать? Без них все решается. Но ответить могу не хуже любого из них. Цена на бензин расти будет. Этому несколько причин.

Первая: с нового года правительство повысило акцизы на топливо, на дешевые марки горючего на 40%.

Вторая: общая ситуация в мире. Война в Ливии, войны (как их ни назови, а все равно войны – раз стреляют и убивают) на Ближнем Востоке, в Азии, в Северной Африке, как раз там, где нефть добывают, Венесуэла (с ее беспокойным лидером) – все это «подогревает» цену барреля.

Третья: инфляция в нашей стране. Цена бензина, с одной стороны, подгоняет инфляцию, а с другой – сама гонится за ней. Они взаимосвязаны.

Ну и четвертая, вечная – жадность человеческая. Впрочем, об этом я уже говорил.

Есть, наверное, еще и другие. Типа экспортных пошлин. Наши торговцы нефтепродуктами ринулись продавать бензин за рубеж – там выгоднее. Это дало первый толчок росту цен этой весной. Государство тут же пошлины пересмотрело, чем рост замедлило.

Так что причин много… А результат один. Успокойтесь те, кто возбудился, вспоминая Саудовскую Аравию, где цена за литр бензина не растет десятки лет и составляет сумму в несколько раз меньшую, чем цена за литр воды, угомонитесь. Цена на бензин в России расти будет, а вот как – посмотрим.