Будут ли «приручать» цены?

От российского правительства все настойчивее требуют принять меры по госрегулированию стоимости основных продуктов питания.

Первый месяц наступившего года, как и предсказывали, принес ощутимый скачок цен на продовольственном рынке. Традиционный послепраздничный всплеск инфляции совпал с последствиями экономического кризиса. По данным Росстата,  в целом по стране за январь этого года потребительские цены выросли сразу на 3,9%, а на продукты – на 5,7%.

Например, капуста подорожала сразу на 40%, а в отдельных регионах – почти вдвое. Рост цен на сахар составил 19,1%, на яйца – 6,9%, сообщает РБК.

Отмечены и случаи совершенно космического подорожания. В Самарской области, например, по официальным данным, капуста, огурцы и перец подорожали с августа на 353%, 544% и 654% соответственно. Стоимость гречки за тот же период выросла на 276%. Причем произошло одно в одном из  магазинов федеральной торговой сети. Сейчас с этими прецедентами разбирается антимонопольная служба России.

В Карелии, как сообщил сегодня на заседании профильного комитета в Заксобрании министр экономического развития  Валентин Чмиль, столь вопиющих скачков не зафиксировано. Правда, недавно региональное управление Федеральной антимонопольной службы рассказало об инциденте в Лахденпохье. В конце прошлого года в одном из федеральных сетевых магазинов цены на сахар в одночасье скакнули с 32 рублей до 102 рублей за кило. Возмущенные покупатели позвонили на «горячую линию» в УФАС, которое вмешалось в ситуацию. Руководство торговой точки сослалось на «технический сбой в программном обеспечении» и оперативно исправилось, вернув старые ценники.  В антимонопольной службе, тем не менее, добавили, что подобный «технический сбой» в магазинах этой сети уже случался.

Нужен мораторий

Была это действительно ошибка программы или нет, остается только гадать, но контрольно-надзорные ведомства в данном случае сработали действительно быстро. Хотя, считает Валентин Чмиль, и в течение прошлого года, и в начале этого случаи неоправданного завышения цен имелись. В Минэкономразвития полгода назад также была открыта «горячая линия», и на нее поступило около трех сотен звонков от граждан.  Правда, добавил министр, в сегменте федеральных торговых сетей рост цен на продукты все же самый минимальный. Существенное подорожание – в два, а то и в два с половиной раза больше, чем в сетевых магазинах – отмечается именно в региональных торговых точках.

В целом за январь в среднем по Северо-Западу индекс потребительских цен составил 106,6%. По Карелии рост цен на некоторые социально значимые продукты был чуть выше этого показателя, на другие – чуть ниже, но в общую тенденцию укладывается, пояснил Валентин Чмиль.

При этом рост стоимости той же капусты еще можно увязать с сезонными колебаниями. Но когда в течение месяца почти  на треть вырастает цена на гречку или макароны – это совсем другое дело.

Отметим, что Федеральный закон «О торговле» дает российскому правительству право заморозить цены на 24 социально важных продукта на три месяца — в том случае, если в течение 30 дней стоимость конкретного продукта вырастает на 30% или более. Из регионов все чаще звучат просьбы применить эту меру. Как рассказал Валентин Чмиль, карельские власти трижды обращалась в Минэкономразвития России с запросом о том, чтобы рассмотреть возможность такого моратория.

Есть иные способы?

Но на федеральном уровне пока реакция сдержанная: там опасаются, что подобное вмешательство приведет к ажиотажному спросу на определенные группы товаров и их дефициту. Руководитель карельского управления Федеральной антимонопольной службы Артур Пряхин также считает, что к применению механизмов госрегулирования надо подходить с осторожностью.

«Мы полностью разделяем озабоченность повышением цен, где необоснованное, немотивированное повышение присутствует. Но хотелось бы высказать позицию ФАС в части установления ограничений, госконтроля над наценками, закупочными, оптовыми ценами… Очень осторожно надо к этому подходить, очень аккуратно эти ограничения вводить. Надо обсуждать, смотреть отдельные виды товаров, возможно, с какой-то периодичностью, на каких-то отдельных территориях пожестче регулировать. Но вопрос требует детальной проработки и обсуждения», — заявил Артур Пряхин.

По его словам, со свой стороны ФАС  выступает, например, за проведение товарных и закупочных интервенций. Сейчас они проводятся только на рынке зерна, но антимонопольное ведомство предлагает их расширить и распространить, например, на рынок молока. Эффект, по мнению Артура Пряхина, может дать и введение экспортных пошлин на ряд товаров.

«Почему говорят,  что урожай пшеницы у нас вроде бы большой, а на внутреннем рынке его не купить? Это биржевой товар, его цену определяет мировой рынок, и в итоге производителям его интересней продавать за рубеж. Соответственно, внутренний рынок остается без достаточного количества пшеницы, что влечет за собой рост цен», — добавил руководитель УФАС.

Антимонопольное ведомство также выступает за совершенствование системы субсидирования сельского хозяйства, причем с тем, чтобы механизм предоставления господдержки был максимально прозрачен и понятен, добавил Артур Пряхин.

ФАС: «Нет оснований говорить о сговоре»

При этом, отметил Артур Пряхин, его ведомство часто критикуют за то, что оно якобы слабо выявляет нарушения антимонопольного законодательства. Но у антимонопольщиков тоже есть серьезные ограничения по применению мер воздействия. В пример руководитель УФАС привел розничный сектор в Петрозаводске, где  конкуренция очень высокая. А если предприниматель или торговая компания не занимают доминирующего положения на рынке, то доказать, что сам факт повышения цены, пусть даже многократного, является нарушением, непросто.

«Подразумевается, что рынок сам эту ситуацию отрегулирует, люди развернутся, проголосуют кошельком в другом магазине, какой товар они хотят купить», — добавил Артур Пряхин.

Другое дело, отметил он, если имеется ценовой сговор – это уже серьезно и влечет жесткое наказание. ФАС усилит предупредительную работу в этом направлении, пообещал Артур Пряхин. В то же время, добавил он, недавние проверки ряда торговых сетей в Карелии, как федеральных, так и региональных, показали, что оптовые цены, по которым они закупают товар, объективно выросли.

«Наценка же… Они же понимают, что они конкуренты, они друг за другом еще больше нас следят… Наценка снизилась. Пока, по крайней мере, нет оснований говорить о сговоре», — пояснил руководитель УФАС.

Он также добавил (как было понятно из контекста, полемизируя с рядом других надзорных структур), что «бездумно» возбуждать дела против предпринимателей, которые также оказались в сложной ситуации из-за повышения ключевой ставки Центробанка, курса валют, его ведомство не будет.

Социальные магазины и не только

В целом, когда заходит речь о ценовом регулировании, все, как правило, упирается в то, что кардинально изменить ситуацию без решений на федеральном уровне не получится. Региональные и местные власти, конечно, со своей стороны предпринимают меры – те, которые возможны. Так, уже сообщалось, что Александр Худилайнен поручил совместно с потребкооперацией и торговыми сетями организовать социальные торговые точки, отделы в магазинах, где бы продавались самые необходимые продукты питания по номинальной цене без накруток. С этой инициативой глава Карелии выступил на днях.

Среди других предложений -  предоставлять гражданам в сезонное пользование небольшие земельные участки для растениеводства, с возможной компенсацией на приобретение семян. Кроме того, сообщил Валентин Чмиль, муниципалитетам поручено определить территории, где можно организовать бесплатные торговые места для огородников и фермеров, чтобы они могли продавать свою продукцию землякам.

При этом, заявил министр, он поддерживает и инициативу группы депутатов Госдумы. Они настаивают на поправках в федеральное законодательство по госрегулированию цен на продовольственные товары. Идею поддержал и парламентский комитет. В других регионах она, думается, тоже найдет отклик.