Карельское УФАС: «Бездумно возбуждать антимонопольные дела не будем»

Может ли государство стабилизировать цены? Как часто жители Карелии обращаются с жалобами на завышение стоимости продуктов питания? Об этом «Республика» беседует с руководителем регионального управления Федеральной антимонопольной службы России Артуром Пряхиным.

— Артур Борисович, на какие виды продовольственных товаров ваша служба мониторит цены?

— Мониторинг оптово-отпускных цен мы ведем с августа 2014 года во исполнение соответствующего постановления  российского правительства. Первоначально в список товаров, подлежащих мониторингу, вошли 11 наименований основных социально значимых видов продовольствия. Это говядина, свинина,  кура, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокачанная свежая,  лук репчатый, морковь, яблоки.  Позднее были добавлены гречневая крупа, хлеб, растительное масло и сахар.

Работаем во взаимодействии с другими органами власти: в Карелии создан оперативный штаб под председательством главы республики для координации действий. Специалисты-антимонопольщики также работают в составе различных профильных межведомственных комиссий. Для получения информации о фактах повышения оптовых и розничных цен на продукты питания и промышленные товары открыта телефонная «горячая линия».

— Много ли поступает жалоб на рост цен?

— За период проведения мониторинга в управление поступило более 200 таких обращений от граждан и организаций. Такая активность жителей помогла антимонопольному ведомству своевременно отреагировать на информацию о резких повышениях цен на молочную продукцию одного из местных производителей — в сентябре прошлого года в Петрозаводске и в декабре на сахарный песок в Лахденпохье. Эти факты были своевременно зафиксированы в магазинах одной из федеральных торговых сетей.

— И каков был результат вмешательства УФАС?

— Цена была незамедлительно восстановлена в прежних пределах. Руководство торговой сети представило официальный ответ об имевших место технических сбоях программного обеспечения.

В рамках контрольных мероприятий УФАС направило более 80 запросов в федеральные и региональные сетевые организации. Это в том числе такие крупные сети,  как  «Магнит», ТД «Ярмарка», «Пятерочка», «Семья», «Лента», «Лотос». Аналогичная работа ведется с местными производителями хлеба, а также мясной, овощной и молочной продукции, оптовыми базами. Одновременно в целях профилактики обязательно предупреждаем торговые организации и предприятия о недопустимости необоснованного повышения цен на продукты питания.

-  Но многие продукты, особенно те, что лежат на прилавках федеральных сетевых магазинов, к нам поставляются из других регионов и стран. Получается эффективно контролировать, не завышена ли изначально отпускная цена?

—   Да, у нашего региона сильная зависимость от привозных товаров, от внешних поставщиков продовольствия. Если выявляем факты увеличения цен на продукты, произведенные и поставляемые из-за пределов Карелии, направляем информацию в соответствующие территориальные органы ФАС России. Так, с августа 2014 года карельское управление направило около 20 информационных сообщений о повышении отпускных цен производителей и поставщиков нашим коллегам в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, Челябинске, Новосибирске, Курске, Иваново.

Для справки — с августа 2014 года в регионах возбуждено около 20 дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства и закона об основах регулирования торговой деятельности. Более 10 из них по фактам установления монопольно высокой цены на мясо птицы (Ставрополье, Удмуртия), несколько дел в отношении производителей сахара (Пенза, Омск), ценового сговора региональных торговых сетей при продаже гречневой крупы (Кемеровская область, Татарстан).

— А карельские магазины на наличие возможного ценового сговора вы проверяли?

Конечно. В январе 2015 года специалисты карельского УФАС совместно с коллегами из Роспотребнадзора и Россельхознадзора приняли участие в проверках торговых предприятий, организованных прокуратурой республики. Изучили документацию «Лотоса», «Ленты», ТД «Ярмарка», «Магнита» и ситуацию в этих торговых предприятиях. И было установлено, что в различных организациях цены на один и тот же вид товара отличаются (и порой значительно) друг от друга. То есть признаки ценового сговора между этими хозяйствующими субъектами отсутствуют.

Кроме того, мы отметили в сетевых организациях тенденцию на снижение торговой наценки на товары социальной направленности. Как объясняют сетевики, это делается в интересах покупателей  в связи с повышением закупочных цен. Именно повышение закупочных цен у поставщиков, по словам представителей торговых сетей, является основной причиной, по которой цены в рознице продолжают расти. И надо сказать, объективно сетевики подтверждают это соответствующими документами.

Так что до настоящего времени фактов нарушений антимонопольного законодательства — злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением или ценового сговора компаний на рынке какого-либо товара — выявлено не было.

— Но, как вы уже сказали, нарушений не выявлено, а цены растут. Означает ли это, что меры  по сдерживанию цен бесполезны? И нет смысла обращаться в контрольные ведомства?

— Ответ однозначный – нет, не бесполезно! Наоборот, обращаться и сигнализировать обязательно нужно. Мы  очень рассчитываем, что жители, общественные организации будут помогать нам еще активнее. Хочу поблагодарить всех неравнодушных граждан. Их обращения — это не только повод для проведения проверок, наказания виновных при выявлении нарушений. Это источник очень значимой, объективной информации. Ее анализ дает фактическое понимание ситуации, определяет «болевые точки».

Особо хотелось бы отметить, что достаточно много сообщений на «горячую линию» поступило с подтверждающими фото ценников и кассовых чеков, сделанными на мобильные телефоны. Это очень помогает нам в подготовке аргументированных контрольных запросов в проверяемые торговые организации.  Все обобщенные сведения и вся информация по регионам направляется на федеральный уровень – в ФАС России и другие профильные правительственные структуры (Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития)  для выработки системных мер.

Так что настоятельно призываю жителей Карелии, общественные организации – обязательно обращайтесь в республиканское УФАС по фактам повышения цен. Предлагайте пути решения, критикуйте, информируйте нас по непростой ситуации с динамикой цен на продовольствие. Мы готовы к взаимодействию и очень рассчитываем на вас. Наши специалисты проводят тщательный анализ всей поступающей информации, инициируют проверки, направляют запросы. Наблюдая такое внимание со стороны контрольных органов и общества, потенциальные нарушители должны сильно задуматься, прежде чем преступить закон.

— Однако люди чаще всего ждут, что по их обращениям кто-то будет оштрафован, привлечен к ответственности…

— В связи с этим хотелось бы сказать еще об одном важном аспекте. Мы находимся на защите антимонопольного законодательства, государственных интересов, прав и свобод потребителей. Но не можем не учитывать, какие проблемы возникли и продолжают возникать у производителей товаров, торговых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Это и значительно возросшие ставки по кредитованию, растущий и меняющийся курс валют, инфляционные процессы, рост цен на энергоносители и коммунальные услуги, остающиеся высокими административные барьеры и т. д.

В связи с этим могу твердо сказать – мы не будем возбуждать антимонопольные расследования в отношении каких-либо производителей, торговых организаций и предпринимателей без достаточных на то оснований. Совершенно исключено, что, возбуждая наспех антимонопольные дела, мы станем зарабатывать себе «дешевый авторитет», делая это из конъюнктурных соображений, подстраиваясь под ситуацию или из желания кому-либо понравиться. Сотрудники нашего ведомства понимают, что  даже подозрение (как потом может оказаться, несправедливое) в антимонопольном нарушении влечет для предприятия или предпринимателя определенные имиджевые, репутационные риски. И мы никогда не будем бездумно объявлять кого-то на весь белый свет нарушителем антимонопольного законодательства.

Все будет предварительно тщательно проверяться. И только при полном убеждении в наличии признаков нарушения, а также четких, сформулированных, аргументированных доводов и претензий будет приниматься решение о возбуждении дела об антимонопольном нарушении и начале расследования.

В то же время при выявлении нарушений и наличии оснований дела будут возбуждаться в отношении любой фирмы-нарушителя, невзирая на какие-либо ранги, громкие имена, бренды. Особо хочу предупредить участников продовольственного рынка о строгой ответственности, предусмотренной законодательством за заключение антиконкурентных соглашений (то есть за так называемые картельные сговоры). Картель – серьезнейшее экономическое правонарушение, за которое помимо административной в отдельных случаях предусмотрена ещё и уголовная ответственность. Сейчас в нашей непростой ситуации картельные сговоры на продуктовых товарных рынках наиболее опасны.

— То есть если пока антимонопольных дел по фактам необоснованного повышения цен в Карелии нет, это вовсе не означает,  что их не будет впоследствии?

— Под нашим постоянным контролем помимо поставщиков, оптовиков и ритейлеров находятся предприятия молочной и хлебопекарной промышленности региона, которые состоят в специальном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Сейчас, например, мы проверяем представленные обоснования повышения цен на молоко и хлеб, полученные от предприятий и производителей соответствующего профиля.  И если по ряду позиций у нас вопросов практически не возникает, то некоторые обоснования повышения цен на продукцию нашим специалистам пока представляются весьма спорными и достаточно смутно аргументированными. Безусловно, их мы будем тщательно проверять.

При поступлении сигналов из отдалённных поселений, где вдруг захочет «похулиганить» с ценами, воспользовавшись ситуацией, какой-нибудь местный, зачастую единственный продавец, меры будут приниматься незамедлительно. Здесь опять же очень рассчитываем на общественный контроль и активность жителей Карелии, помощь со стороны местных органов власти.

— В основном мы говорим о так называемой социальной продуктовой корзине, а как быть с ценами на продукты, которые в нее не входят? Такое ощущение, что их вообще отпустили на волю…

— Ситуация непростая. Очень плохо, что цены растут на все. Помимо основных и привычных продуктов также растут они и на более, так сказать, «изысканные» — привозные из зарубежья овощи и фрукты и другое импортное продовольствие, орехи, фисташки, шоколад, различные виды мясной продукции и сыра. Обращений по этим категориям товаров в адрес УФАС тоже поступает достаточно.

Возможно ли без этих товаров обойтись? Наверное, возможно. Но в то же время мы понимаем, что очень многие люди, в том числе далеко не самого большого достатка, за время относительной ценовой стабильности привыкли к наличию этих товаров в своей жизни и к их определенной доступности. Конечно, вызывает сожаление, что сейчас они вынуждены от них отказываться, и от этого, естественно, у людей появляется дискомфорт и обостряется неприятие ситуации.

Да, мы фиксируем данные факты, используем их при составлении обобщенных аналитических справок по ситуации в регионе. При этом сейчас мы должны четко расставлять приоритеты, то есть все основное внимание уделить социально значимым видам продовольствия.

— И все-таки, резюмируя нашу беседу, есть ли сегодня у государства механизмы по сдерживанию цен?

— Напомню, что 27 января правительство РФ утвердило план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Государство имеет в руках инструментарий, способный оказать воздействие на ценовую ситуацию на продовольственных рынках. Это господдержка, проведение товарных и закупочных интервенций, реализация продуктов питания из госрезерва, установление предельных розничных цен на социально-значимые продукты питания, введение экспортных пошлин.

Для стабилизации цен на продовольственных рынках необходимо совершенствовать систему субсидирования сельского хозяйства, упрощать механизмы поставок продуктов из госрезерва, вводить адресную помощь для  незащищённых слоев населения. И, конечно, налаживать  конструктивный диалог между производителями сельхозпродукции и торговыми сетями.

При всей сложности ситуации требуется выстраивать такие механизмы субсидирования, которые будут исключать создание преимущества для отдельных компаний. Это может негативно повлиять на конкуренцию на продовольственных рынках. ФАС России уже занимается реализацией плана по совершенствованию системы субсидирования сельхозпроизводителей. Задача – обеспечить условия конкуренции при предоставлении субсидий.

Когда на федеральном уровне вырабатываются необходимые меры и решения, обязательно учитывается информация, поступающая из регионов. Анализируется, какие наиболее характерные вопросы и ситуации больше всего беспокоят людей, результаты мониторингов оптово-отпускных и розничных цен и так далее. Уверен, что все вместе, объединив усилия, мы в состоянии преодолеть любые трудности и максимально разрешить даже самые сложные проблемы.