Карельское УФАС: «Развитие конкуренции – государственная задача»

Как федеральная антимонопольная служба защищает интересы жителей республики во взаимоотношениях с монополистами? Почему надзорное ведомство заняло жесткую позицию в ситуации с покупкой здания детсада в Петрозаводске? Случаются ли в Карелии картельные сговоры и как их пресекают антимонопольщики? Об этом в интервью «Республике» рассказал руководитель регионального УФАС Артур Пряхин.

— Артур Борисович, минувший 2014 год выдался напряженным для вашего ведомства? Особенно если учесть изменения законодательства в сфере госзакупок.

— Если говорить об основных направлениях нашей деятельности – а это антимонопольное регулирование в сфере естественных монополий, контроль госзакупок и антимонопольный контроль органов власти, соблюдение законодательства о рекламе – то следует отметить, что 2014 год был достаточно напряженным, но в то же время наполненным насыщенной и интересной работой.

Основные результаты – это привлечение к ответственности за антимонопольные нарушения крупных региональных предприятий, осуществляющих деятельность  в сфере  естественных монополий. Среди них Петрозаводские Коммунальные Системы, Прионежская Сетевая Компания,  Карелэнерго,  отделение РЖД, а также ряд управляющих компаний на рынке коммунальных услуг в районах республики. Есть определенное удовлетворение от того, что в целом ряде случаев УФАС помогло простым людям – жителям городов и посёлков Карелии, дачникам и индивидуальным предпринимателям  — отстоять свои права в спорах с этими достаточно серьезными структурами-монополистами.

Значительная часть нарушений связана с деятельностью органов власти различных уровней. Здесь и факты передачи муниципального имущества без конкурсных процедур, издание нормативных актов, ограничивающих конкуренцию, нарушения в ходе проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. В нарушители попали администрация Петрозаводского городского округа, республиканское правительство, руководители администраций Прионежского, Пряжинского, Олонецкого, Кемского муниципальных районов, Сегежского и Питкярантского городских поселений и ряда других.

Отдельная важная тема – контроль госкзакупок. С 1 января 2014 года вступил в действие 44 — ФЗ «О контрактной системе», всем нам пришлось действовать в новых условиях. В целом адаптация к новому законодательству прошла достаточно спокойно. В Карельское УФАС поступило 366 жалоб по данному направлению, 92 из них признаны обоснованными, выявлено 181 нарушение.

— Может быть, приведете примеры наиболее серьезных нарушений?

— Одно из приоритетных направлений деятельности нашего ведомства – выявление антиконкурентных соглашений, так называемых картельных сговоров. Это, безусловно, наиболее опасные экономические, антимонопольные правонарушения.

В минувшем году в Карелии было выявлено два картельных сговора на торгах.  А именно, в Кондопоге при проведении аукциона на заключение госконтракта на строительство бассейна и в Петрозаводске на получение подряда на работы по благоустройству территории.

В обоих случаях участниками аукционов лишь имитировалась конкурентная борьба, использовалась так называемая стратегия «таран», целью которой являлось устранение конкуренции и заключение госконтрактов по максимальной цене. Решение по данным делам Комиссией УФАС уже приняты, нарушителей ожидают серьезные штрафные санкции.

Из-за выявленных нарушений антимонопольщиками был отменен ряд серьезных конкурсов и аукционов, проводившихся республиканскими и муниципальными органами власти (на строительство автодорог и теплотрасс, на организацию перевозок, оказание услуг по теплоснабжению и т.д.). Большинство заказчиков по итогам рассмотрения дел о нарушениях с пониманием относилось к предъявляемым нами претензиям, соглашалось с ними, признавая их обоснованность. И в дальнейшей работе, полагаю, учтет замечания.

— Но ведь наверняка есть и те, кто воспринимает решения антимонопольной службы не так спокойно?

— Безусловно, мы сталкиваемся и с такой реакцией. При рассмотрении и после принятия решений по некоторым заявлениям, отдельные «наблюдатели» пытались представить УФАС по Карелии участником каких-то привидевшихся заговоров неких «темных сил».

Так, в октябре прошлого года после рассмотрения жалобы одной из строительных организаций из-за выявленных нарушений в составлении аукционной документации, Карельским УФАС был отменен аукцион на приобретение здания детского сада в Петрозаводске (на Древлянке-8 – прим.ред.). Отдавая себе отчет в том, что данная закупка социально значимая, принять иное решение мы просто не имели права, иначе сами стали бы нарушителями закона. Это решение вызвало определенный общественный резонанс в ряде СМИ. При этом мы с удивлением узнали, что оказывается кто-то якобы «дал указание» силовым структурам и УФАС отменить аукцион. По нашему же мнению решение об отмене данной закупки было вынесено в четком соответствии с действующим законодательством. Все нарушения  были совершенно очевидными, и у нас не вызывает никаких сомнений  правильность и справедливость вынесенного комиссией решения. Заказчик, администрация Петрозаводска, исполнила наше предписание об аннулировании закупки, при этом  воспользовалась правом на обжалование и оспорила решение Комиссии УФАС в судебном порядке, одновременно повторно объявив новый аукцион.

2 февраля 2015 года Арбитражный суд Республики Карелия в полном объеме отказал администрации Петрозаводского городского округа в удовлетворении иска к Карельскому УФАС России, подтвердив полную законность принятого нами решения.

Кстати надо сказать, что и на повторный аукцион была подана жалоба, к слову, нашей комиссией она была признана  необоснованной. Но внеплановая проверка закупки (а ее антимонопольный орган обязан проводить по всем поступающим жалобам в соответствии с регламентом) выявила, что заявка победителя аукциона была оформлена с явными нарушениями и он вообще не должен был допускаться к участию. То есть заказчик должен был отклонить его заявку.

Любопытно, что в других конкурсах и аукционах комиссия заказчика при выявлении аналогичных фактов именно так и действовала, а здесь нарушения почему-то «не заметила». Так же, как и контрольный орган горадминистрации, сверхоперативно утвердивший заключение контракта с единственным поставщиком – победителем.

Данная закупка нами также была аннулирована. И снова-здорово – опять прозрачные намеки в тех же СМИ на предвзятость, подозрения в необъективности и действиях по чьим-то «указаниям». Целая теория заговора.

— И какова реакция УФАС  на подобные заявления в СМИ?

Что ж, как говорится, встретимся в суде! Наше решение об аннулировании последнего аукциона по приобретению здания этого  детского сада также сейчас оспаривается. Мы же в своей правоте уверены и готовы отстаивать ее в любых инстанциях. Можем ещё посоветовать нарушителям внимательнее изучать законодательство о закупках и аккуратно, без ошибок оформлять документацию на конкурсные и аукционные процедуры. Тогда, может быть, и заговоры не будут мерещиться.

Относительно каких-то «указаний»…Нам самим очень было бы интересно узнать, например, кто давал указания Карельскому УФАС России выявлять достаточно серьезные нарушения в действиях представителей и руководителей республиканских организаций-заказчиков? Выявлять и признавать нарушения, ограничивающие конкуренцию в нормативных актах правительства Карелии? Привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства руководителей районных администраций и предприятий-монополистов, играющих серьезную роль в экономической жизни региона? Кто же он, этот «Всемогущий Некто», раздающий федеральной структуре – антимонопольному управлению — такие руководящие разнополярные указания?

А если серьезно, то есть объективно, рассмотреть деятельность Карельского УФАС России, внимательно изучить круг должностных лиц, организаций и учреждений, привлеченных к ответственности за антимонопольные нарушения… Сразу станет понятно: ни о какой предвзятости речи быть не может. Наша твердая позиция: перед законом абсолютно все равны, а наказание за его нарушение неотвратимо. Это если смотреть объективно…Но тогда — слом шаблона. А цели у желающих увидеть «заговор» в любых решениях, которые по каким-либо причинам  их не устраивают, всё-таки видимо какие-то другие…. И в объективности такие критики УФАС, судя по всему, не заинтересованы.

Еще раз подчеркну: мы всегда уверены в принимаемых решениях и всегда готовы при необходимости цивилизованно их отстаивать на любых уровнях и в судебных инстанциях. По статистике более чем в 70 % суды поддерживают в итоге наши позиции. Оставшиеся примерно 30% решений говорят о том, что состязательность в арбитражных процессах достаточно высокая, и наши решения оппоненты также могут успешно обжаловать. Положительный момент вижу в том, что из неудач можно и нужно делать необходимые выводы и на ошибках учиться. Считаю, что в целом результаты работы достаточно неплохие, но  то же время нам есть над чем работать и куда стремиться.

— Чего ваше ведомство ждет от наступившего 2015-го года, учитывая непростую ситуацию в экономике, задачи, поставленные руководством страны – в частности, по поддержке малого, среднего бизнеса?

— 2015 год – это год 25-летия антимонопольных органов России. В этом году предстоит принятие в окончательном виде Государственной думой, так называемого «четвертого антимонопольного пакета» поправок в законодательство о защите конкуренции. Содержащиеся в нем новации позволят значительно снизить административные барьеры для бизнеса и давление на него со стороны государственных органов, подчеркивают роль антимонопольного ведомства не как исключительно карающего органа, а как в первую очередь органа предупредительного  контроля.

Этот юбилейный год не обещает быть легким, но сотрудники Карельского УФАС России готовы к продолжению серьезной работы по защите и развитию конкуренции в регионе, взаимодействию в данном направлении со всеми государственными структурами и общественными организациями, научным сообществом. В кризисный период становится еще более очевидным тот факт, что наряду с принятием мер экономического и управленческого характера очень важную роль в стабилизации ситуации будет играть дальнейшее развитие конкуренции в различных областях экономики и бизнеса, как в регионах России, так и в стране в целом.

Подтверждается очередной раз один из краеугольных постулатов экономической теории: «Развивается конкуренция – развивается экономика». Задача развития конкуренции – это задача государственная и важно, чтобы на всех уровнях власти и различных слоях общества это было всем хорошо понятно. Жители Карелии могут быть уверены, что сотрудники антимонопольных органов всегда будут верны своему главному девизу: «Защищаем конкуренцию – служим России!»