Жилинспекция Карелии: «ГорСветУчет» вводит людей в заблуждение»

«Республика» обратилась в надзорные органы, чтобы еще раз прояснить ситуацию с уведомлениями о срочной замене электрических индивидуальных приборов учета, которые сотрудники частной фирмы пачками вбрасывают в почтовые ящики петрозаводчан.

Четвертая по счету статья нашего информагентства о деятельности фирмы «ГорСветУчет» связана с тем, что на этот раз к нам в редакцию пришел не разгневанный рекламными листовками горожанин, а представитель самого «ГорСветУчета» — специалист по связям с общественностью.

По его словам, заголовок одной из предыдущих статей «Республики» — «Коммунальная фирма в Петрозаводске маскирует рекламу под официальный документ» не соответствует действительности. Специалист фирмы утверждает, что деятельность «ГорСветУчета» абсолютна легитимна. В том числе, сотрудник фирмы ссылается на результаты проверки карельского УФАС. Антимонопольщики не нашли ничего противозаконного в уведомлениях коммунальной конторы.

За разъяснениями «Республика» обратилась в региональное Управление ФАС России. Выяснилось, действительно, что антимонопольное законодательство в «ГорСветУчете» не нарушают.

— Они призывают сделать заявку на замену электросчетчика и получить консультации по замене, — пояснила начальник отдела карельского УФАС России Галина Александровна Грущакова.

— Вот в этой части я могу рассматривать эти строки как рекламу, но нарушений рекламного законодательства здесь нет.

Таким образом, закон фирма действительно не нарушает, но претензии к ней все-таки остаются.  Сотрудники жилищной инспекции нашли в листовках «ГорСветУчета» неточности в цитатах норм федерального законодательства. В рекламных прокламациях сказано, что «согласно п. п. 19 «б» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае эксплуатации электросчетчика, не соответствующего стандартам, поставщик электроэнергии вправе произвести перерасчет оплаты за потребленную ранее электроэнергию, за период до 6 последних месяцев, по нормативам, без учетного потребления электроэнергии».

В переводе на русский язык это означает: уважаемые жильцы, счетчик ваш негоден, использовать его запрещено законом, необходимо срочно менять, иначе вас могут наказать рублем. Кстати, поменять счетчик можно в «ГорСветУчете». При этом организация всеми доступными способами убеждает в своих уведомлениях, что у них выйдет дешевле, чем у кого-либо.

Уведомление фирмы "ГорСветУчет"

Фото: Читатель ИА «Республика».

На деле выяснилось, что процедура замены индивидуального электросчетчика, согласно федеральным нормам, вообще осуществляется бесплатно. Кроме того, составители рекламных уведомлений изрядно запутались в цитатах.

Специалист Жилинспекции прокомментировала ту часть уведомления, которая полностью приведена выше.

— У них в этом абзаце переврано все, что можно. Во-первых, об этом говорится совершенно в другом документе — в пункте 59 «а» Постановления российского правительства №354, — рассказала «Республике» первый заместитель руководителя региональной Жилищной инспекции Елена Ишукова. – А они цитируют п. п. 19 «б» Постановления №344. В нем вообще о другом идет речь – о том, что грозит потребителю, если он не предоставил показаний счетчика и не пускает специалиста к себе, чтобы эти показания снять. То есть, здесь они некорректно сделали ссылку.

Но даже если бы в «ГорСветУчете» сослались на нужный федеральный документ, лучше бы они не выглядели. Потому что в п. п. 59 «а» Постановления №354 НЕ говорится о том, что хозяев негодных счетчиков сразу заставят оплачивать электричество по нормативу.

— На самом деле порядок таков: берется среднемесячный расчет потребления по счетчику за последние шесть месяцев. В течение трех месяцев вам начисляют оплату по этому среднему показателю, — пояснила Елена Ишукова. – И только в случае, если в ресурсоснабжающей организации за эти три месяца не успевают поменять прибор учета, то тогда уже начисляют плату по нормативу. И то – только до момента установки нового электросчетчика. Как только его поменяют – возобновляется плата по прибору учета.

А теперь – самое интересное.

— Вообще это уведомление могла выпустить только энергоснабжающая организация. В Петрозаводске это «Энергокомфорт». И «ГорСветУчет» здесь вообще ни при чем, — подчеркнула первый заместитель карельской Жилищной инспекции. — Они вводят людей в заблуждение. В какой-то части. Действительно, когда срок поверки кончается, нужно менять прибор учета, и это должен делать собственник – тут они правы. Но людям следует подавать заявку не в «ГорСветУчет», а в ресурсоснабжающую организацию, то есть, в «Энергокомфорт». И процедура замены в соответствии с тем же Постановлением российского правительства №354 производится бесплатно. Граждане должны оплатить только сам прибор учета.

И еще одно. Несмотря на то, что в карельском УФАС в уведомлениях «ГорСветУчета» не нашли нарушений антимонопольного законодательства, в ведомстве сочли нужным высказать свое отношение к этой фирме.

— Некоторая часть наших граждан привыкла, что все бумаги, которые попадают в почтовые ящики – это документы, — заявил руководитель карельского УФАС России Артур Пряхин. – На самом деле в этой фирме несколько вводят людей в заблуждение, поэтому мы даем рекомендации, как к этому относиться – спокойно, без нервов и, по сути дела, просто не обращать на них внимания. И эту нашу позицию нужно максимально насаждать и об этом надо говорить.

— Не надо бежать-торопиться, — считает начальник отдела карельского УФАС России Галина Александровна Грущакова. — Нужно просто обратиться в свою энергосбытовую компанию, тем более, что они обязаны проверять приборы учета. По сути, если сотрудники «Энергокомфорта» в очередную поверку выявили, что ваш прибор учета нельзя применять, значит, они вам, по сути, и должны направлять уведомление.