Карельские автоперевозчики получат шанс сохранить бизнес

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Депутаты Законодательного Собрания решили не дать состояться конкурсу на междугородние перевозки

Ситуация вокруг тендера, объявленного Государственного комитета Карелии по транспорту, продолжает накаляться. В минувшую пятницу на заседании профильной парламентской комиссии народные избранники практически единодушно согласились с тем, что условия конкурса убирают с рынка карельских предпринимателей.

Напомним: поводом для скандала стала ситуация с конкурсом на осуществление пригородных и междугородних автобусных перевозок. Напомним: по условиям объявленного Госкомитетом конкурса несколько сотен междугородных маршрутов в республике поделены всего на 4 лота, в то время как раньше их было около сотни. По мнению бизнес-сообщество, выиграть в таком конкурсе никто из карельских автоперевозчиков не сможет – а значит, на их место придут «варяги». В результате без работы рискуют остаться около 500 человек.

Из-за многочисленных жалоб конкурс даже был приостановлен, но вновь возобновлен после того, как Федеральная антимонопольная служба не нашла в его условиях нарушений законодательства. Тем не менее председатель Госкомитета Игорь Жадановский был вынужден подробно прокомментировать ситуацию. В распространенном пресс-службой правительства сообщении он рассказал о планах по организации автобусных перевозок в республике.

По словам Жадановского, Госкомитет при формировании конкурсной документации исходил из принципа соблюдения баланса интересов населения и перевозчиков. При этом преследовалась цель сохранения существующей маршрутной сети республики.

Чтобы сохранить маршрутную сеть, и тем самым обеспечить транспортную доступность самых малонаселённых и отдаленных поселков, было принято решение объединить экономически привлекательные и убыточные маршруты. К примеру, 23 маршрута в республике сегодня вообще не обслуживается, поскольку это не выгодно.

Четыре лота объявленного конкурса были сформированы по направлениям движения: Северное, Суоярвское-Западное, Сортавальское-Южное и Восточное. Экономически непривлекательные маршруты распределены между всеми лотами пропорционально, по 7-8 в каждом. Так организатор конкурса пытается обеспечить транспортное обслуживание населения по маршрутам с низким пассажиропотоком. С другой стороны, по словам чиновника, на выгодных направлениях курсирует много автобусов разных перевозчиков, и конкуренция между ними провоцирует водителей на нарушения скоростного режима.

Для исполнения социально значимой функции перевозок в конкурсе предусмотрено и наличие минимально необходимого количества автобусов в каждом лоте – не менее 17 машин. По сведениям, предоставленным диспетчерской службой автовокзала Петрозаводска, за 2014 год по различным причинам были сорваны 383 рейса пригородных и междугородных маршрутов, зафиксировано 158 опозданий. Большинство срывов были вызваны техническими неисправностями автобусов и отсутствием необходимого количества резервного подвижного состава у участников рынка.

Новый подход к формированию конкурсных лотов даст возможность перевозчику своевременно реагировать на любые внештатные ситуации, считают в Госкомитете. Он позволит обеспечить бесперебойность автобусного сообщения в республике. Это сократит и расходы потребителей: при поломке автобуса на линии пассажиру не придётся второй раз оплачивать свой проезд к месту назначения, так как для продолжения поездки он воспользуется транспортным средством того же перевозчика.

Игорь Жадановский добавил, что местные перевозчики также смогут участвовать в конкурсе, если будут объединять свои автопарки.

И тем не менее доводы чиновника не убедили ни президента республиканской Торгово-промышленной палаты Александра Панкратова, ни народных избранников. Председатель парламентской Комиссии по вопросам развития транспорта Николай Макаров о конкурсе высказался прямо:

- В ближайшее время необходимо попытаться решить вопрос о том, чтобы любым законным способом попытаться приостановить проведение.

Окончательное решение комиссии должно быть принято в понедельник 13 апреля. Сам же конкурс должен состояться 15 апреля, и его победители «заберут» под себя республиканские автодороги до конца апреля 2020 года.

Максим Берштейн