Конкурентное ведомство совместно с судами трех инстанций защитило права индивидуального предпринимателя

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Напомним, что в 2014 году Карельское УФАС России отказало Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия во включении в реестр недобросовестных поставщиков индивидуального предпринимателя - победителя торгов и выдало предписание Заказчику о заключении государственного контракта.

Основанием для отказа послужил тот факт, что при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о размещении заказов, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

Поскольку действия победителя торгов были направлены на заключение контракта, что исключает признаки недобросовестности, комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для признания участника размещения заказа уклонившимся от заключения контракта.

Заказчик обжаловал указанное решение в судебном порядке. Арбитражный Суд Республики Карелия подтвердил правомерность решения антимонопольного органа. Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда и Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А26-1985/2014 в удовлетворении требований Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия также было отказано, решение Карельское УФАС России признано законным и обоснованным.

Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П , меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.