Почему выигранный питерцами аукцион на строительство дороги признан незаконным

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В карельском Управтодоре не могут объяснить, почему отдают предпочтение питерским фирмам, хотя они куда дороже местных

В конкурсе участвовали две питерские и две карельские фирмы, среди которых было ООО «ПСК «Строитель». Начальная максимальная стоимость контракта на реконструкцию дороги составляла более 210 миллионов рублей. Во время торгов «Строитель» снизил стоимость до 180 миллионов: по словам директора Николая Жилкина, этой суммы хватает для выполнения работ. Однако, несмотря на то, что карельские дорожники заявили цену контракта значительно ниже питерцев, тендер выиграть не удалось. В итоге контракт достался ООО «Ремстройкомплект» из Санкт-Петербурга. Этот подрядчик собирался построить дорогу за 210 миллионов рублей.

- Нашу заявку отклонили и вообще сняли с конкурса, - рассказывает "МК" в Карелии" Николай Жилкин. – Сняли из-за незначительных ошибок, которые вообще на качество строительства дороги не влияют. Как мы выяснили, подобные ошибки в документации допустили и другие подрядчики. Сейчас мы оспариваем это решение в суде и написали жалобу в УФАС по Карелии. Мы считаем, что аукцион проведен с нарушениями.

В прошлом году карельские дорожники выиграли тендер и построили 14 километров дороги Ихала-Райвио в Лахденпохском районе. Тогда «ПСК «Строитель» в срок выполнило все работы и сдало обновленный участок. Следующими 14 километрами занялась фирма «Дивный град», которая до конца работу не завершила. Контракт с ней разорвали и снова объявили конкурс. Но на этот раз карельской фирме выиграть его не удалось, несмотря на то, что цена предлагаемого контракта была самой минимальной.

По словам руководства компании, на конкурсе учитывается в первую очередь стоимость работ, кадры, техника, которая есть у фирмы, и опыт компании в дорожном строении. По словам Жилкина одна из фирм, участвовавшая в аукционе, практически не имеет ни опыта в строительстве дорог, ни крупных контрактов. Все это стало поводом для обращения в УФАС.

Первое заседание антимонопольной комиссии состоялось 29 июля. Карельские дорожники требовали признать аукцион незаконным, аннулировать его результаты, и допустить их к участию. На первой встрече решение по жалобе не было принято. Но уже на следующий день специалисты антимонопольной службы признали жалобу обоснованной, а результаты аукциона незаконными.

Как нам удалось выяснить, эта жалоба в УФАС была не единственной, связанной с описываемым конкурсом. На сайте госзакупок в разделе «Жалобы» опубликовано четыре обращения в ведомство. Два из них рассмотрены и признаны обоснованными, в одном случае - частично. Одна жалоба ООО «СК Петрострой» была отозвана, еще одна - от ООО "Пересвет Строй", - находится на рассмотрении. Это вторая карельская фирма-подрядчик, которая «вылетела» из аукциона, не успев в нем поучаствовать. Скандальный получился конкурс…

На сегодняшний день Управление антимонопольной службы в Карелии вынесло предписание для заказчика, которым является Управление автомобильных дорог РК. До 11 августа чиновники ведомства обязаны исправить все недостатки: отменить результаты аукциона, признать конкурсную заявку «ПСК «Строитель» соответствующей требованиям, снять с конкурса заявку ООО «Ремстройкомплект» и вновь выбрать победителя. На этот раз претендовать на тендер будет только две фирмы: «Строитель» из Карелии и «Автодорстрой» из Петербурга. Отметим: стоимость работ эта питерская фирма оценила в 210 миллионов 302 тысячи рублей.

Карельские дорожники, выиграв тендер, смогут обеспечить местных жителей работой, а значит неплохой зарплатой. Кроме того, наши фирмы платят все налоги в местный бюджет - в отличие от питерских. Да и республиканская казна может сэкономить 30 миллионов рублей на другие нужды. А их, как известно, в Карелии не мало. Например, из-за 3-4 миллионов под угрозой закрытия находятся сельские школы Заонежья. Да сколько угодно «дыр», которые можно было прикрыть: в медицине, спорте, культуре и т.д.

Чем был мотивирован выбор именно питерского подрядчика, чиновники Управления автомобильных дорог РК пояснить отказались. Объяснили, что комментариев не дают, а всю информацию можно увидеть в открытом доступе на сайте госзакупок РФ. Но там, как вы понимаете, эксперты комиссии свои комментарии тоже не оставляют. Приходиться гадать, по какой схеме проходят торги в республике. Если это, действительно, не досадная ошибка стоимостью в 30 миллионов бюджетных рублей.

На строительство упомянутой дороги часть средств выделяет Евросоюз. По соглашению с иностранными партнерами, которые вкладывают немалые средства в приграничные трассы, проект должен был быть реализован 31 декабря 2014 года. Сдача участка автодороги переносится уже в третий раз, и последний срок, который называют чиновники – 30 сентября этого года. От добросовестности подрядчиков и расторопности карельских властей будет зависеть дальнейшее финансирование проекта.

Но это не единственная дорога, которая строится на европейский грант. Первые 14 километров автодороги Ихала – Райвио тоже частично оплачивал Евросоюз. А нам уже знакомая фирма "Ремстройкомплект" из Петербурга стала генеральным подрядчиком в третьем грантовом тендере "Ремонт автомобильной дороги Лоухи-Суоперя, км 110-км 160". Контракт был заключен с июня по ноябрь прошлого года на сумму 228 миллионов 323 тысячи рублей.

Интересно – а за какую сумму подряжались выполнить эти работы карельские дорожники?..

Марина Бедорфас