"В Карелию едут судиться со страховщиками даже водители из Санкт-Петербурга"

Когда я начал заниматься темой навязывания дополнительных услуг и других нарушений в сфере ОСАГО, понадобились герои для будущего расследования - водители, которым в довесок "отсыпали" страхование жизни, дачи, катера, лимузина... кто-то, оказалось, еще легко отделался страховкой "от клещей". Выяснилось, что почти все были готовы взять полкило надежды, получить полис, и к нему что-то еще, лишь бы не ждать. 

Время - деньги. Времени нет ни у кого. Лучше заплатить больше, только быстрее... Идти доказывать свою правоту тоже мало кто решался. И теперь никому в голову не приходит, почему с октября прошлого года ОСАГО подорожал в 2 раза? Или это тоже открытие?
Как рассказал страховой посредник Павел Проккоев, с прошлого года полис ОСАГО подорожал, как минимум, в два раза. Молодым водителям, для которых еще и действует повышающий коэффициент ОСАГО, сегодня в Карелии придется отдать за страховку до 16 тысяч рублей. Но русскому человеку проще купить или смастерить подделку - к этому мы еще вернемся ниже.
ПАВЕЛ ПРОККОЕВ
Страховой посредник

закон нарушили

Кто крайний?

Истерия из-за ОСАГО началась около года назад. Всколыхнулись почти все регионы - полис автогражданской ответственности отказывались продавать практически везде. Больше всего не повезло таксистам и дальнобойщикам. Они действовали на страховые компании, как красная тряпка на быка, - им отка­зывали в первую очередь.
 
Тарифы поднялись не на 40%, как говорит правительство, тарифы поднялись на 100%.
 
По данным проверок, которые провел в Костомукше карельский "Общероссийский народный фронт", местным таксистам в апреле 2014 года все филиалы страховых компаний, а их в городе десять (Росгострах, Энергогарант, Страховая группа УралСиб, РЕСО-гарантия, ФИНЭКС и др), отказывали в оформлении полисов ОСАГО. В одних филиалах ссылались на отсутствие бланков, в других открыто говорили, что поступило распоряжение с головных офисов – не выдавать таксистам полисы ОСАГО. В ответ на официальный запрос прокуратура республики Карелия ответила, что решение этого вопроса находится в компетенции "Нацбанка Карелии".
Во всех городах Карелии, исключением может быть Петрозаводск, все страховые компании отказывают в выдаче полиса ОСАГО. Где-то нет бланков вообще, а где-то в конце февраля поступил приказ с головных офисов не выдавать полис ОСАГО для такси. Единственный ответ, который мы получили, был от ЗАО "УралСиб", пишу дословно: "полис ОСАГО для такси не делаем, в виду запрета".

Наталья Сняткова
Председатель некоммерческого партнерства "Центр содействия Карельскому такси"
В Костомукше, по словам Натальи Снятковой, работают около полусотни таксистов, зарегистрированных как ИП (Индивидуальный предприниматель, -прим.) Без ОСАГО все они могли лишиться работы. Страховщиков удалось "развести" на полисы только после рейда по страховым компаниям. 

Этот случай здесь описан не случайно. Именно после него карельским "фронтовикам" удалось провести в Госдуму законопроект, который, возможно, в последний раз ввел какие-то санкции для недобросовестных страховщиков - штраф в размере 50 тысяч рублей за отказ выдавать полис. Изменения в КоАП начали действовать с 1 августа 2014 г. Дальнейшее развитие законодательства в сфере обязательного страхования "автогражданки" показывает, что изменялось оно не в интересах тех, кто, согласно народной поговорке, "заказывает музыку". 

"Жесткие" санкции, которых добились карельские представители народного фронта, на пути у страхового "локомотива" простояли недолго. Состав, прожевав и выплюнув, двинулся дальше по накатанной. И Петрозаводск, кстати, здесь не стал исключением.
 
 
Доход компании "Росгосстрах" только от проданных полисов ОСАГО за I полугодие 2015 года составил более 32,5 млрд руб.
Это самый большой доход среди российских страховых компаний - у "Росгос­страха" более трети всей выручки от ОСАГО, учитывая что общий доход за тот же период 2015 года немного ниже 94 млрд руб. Следом за компанией "Росгосстрах" следует "РЕСО-гарантия" с доходом более 12,2 млрд руб. Выручка остальных крупных игроков рынка не дотягивает и до 8 млрд руб. 
 
 
 
Правила устанавливают те, кто заказывает бал. Но в данном случае музыку играли без пяти минут монополисты, создавая яркие каверы для остальных "исполнителей". 

На рынке автогражданки в республике, по словам руководителя карельского УФАС Артура Пряхина, ООО "Росгосстрах" имеет более 20% общей выручки по ОСАГО, - и это страховая доминанта. За доминирующую компанию антимонопольная служба, при нарушении закона о защите конкуренции, может браться смело.
 
Наказание ООО "Росгосстрах" послужило хорошим уроком остальным - все посмотрели и не хотят оказаться в такой ситуации.
 
Штрафы на "Росгосстрах" свалились, как показательные пинки и тычки в спину, - УФАС начал взыскивать с представительств компании по всей стране. В июле 2015 года Федеральная антимонопольная служба Карелии уличила филиал ООО "Росгосстрах" в злоупотреблении доминирующим положением на рынке страхования. А видеосъемка, сделанная одним из клиентов, подтвердила факт навязывания дополнительных услуг. Компанию оштрафовали на 650 тысяч рублей. И это только один пример.
 
АРТУР ПРЯХИН
РУКОВОДИТЕЛЬ КАРЕЛЬСКОГО УФАС РОССИИ

закон хотят изменить

Кому невыгоден ОСАГО?

Нет смысла оговаривать здесь общее число нарушений, выявленных на рынке страхования по всем компаниям, выдававшим ОСАГО. Примеров полно в Интернете: стоит набрать в поисковике фразу "нарушения ОСАГО" и первой строкой google выдает: "Отказ в продаже полиса ОСАГО". Следом идет ссылка на материал в "Интерфакс"о том, что "Центробанк" запретил "Росгосстраху" заключать договоры обязательного страхования автогражданской ответственности. Запрет, правда, длился недолго - через пару недель страховую компанию "поняли и простили". 

Согласно сведениям, полученным от источника в "Национальном банке" Карелии, за период 2014-2015 гг. жалобы по фактам отказа в выдаче полисов ОСАГО или навязывания дополнительных услуг страхования поступали практически на все компании на территории республики Карелия. 
 
Конечно, они не всем подряд отказывали. Человек 10 лет страхуется в "РЕСО", конечно он приходил, а ему там: "да, кончено, давайте кошку застрахуем от пожара, квартиру застрахуем, я вам скидку сделаю". А вот люди, которые меняли страховые компании, у них начинались проблемы. В "Энергогарант" приходили, - А вы наш клиент? - Нет, не ваш, - А вы знаете, у нас так мало бланков выделено, давайте вы придете через месяц, может быть будет больше бланков. Вот мы галочку ставили, что "Энергогарант" отказывает по причине нехватки бланков.

***** *****
Источник в "Национальном Банке" Карелии
На все, как известно, есть объяснение. Тем интереснее то, чем объясняют причину такой, мягко сказать, сомнительной политики в отношении ОСАГО представители "Российского союза автостраховщиков". Стоит обратить внимание на те аргументы, которые используют в РСА при попытке объяснить проблемы на рынке ОСАГО. 
 
 
Жалобы поступали практически на все компании на территории республики Карелия.
 
...ежегодная инфляция, рост курса валют и удорожание автопарка, в том числе запчастей и нормо-часов ремонта, в целом приводит к катастрофическому росту выплат. В настоящее время более 30 регионов по-прежнему остаются убыточными по ОСАГО. В ряде субъектов убыточность значительно превышает 100%.

Как результат, страховщики стремятся сокращать продажи. Так, в прошлом году несколько крупных компаний полностью свернули розницу, а ряд игроков рынка отказываются от лицензии по ОСАГО. За весь период действия ОСАГО из 200 компаний, имевших лицензию на этот вид страхования, осталось только 100 компаний.
 

Вера Склярова
Заместитель руководителя службы по связям с общественностью РСА
После вышесказанного обратимся, скорее, к другим цифрам и посмотрим, так ли на самом деле страшен "черт", как его нам малюют в РСА? Проанализировав отчетные данные из "Центробанка" с 2009 по I полугодие 2015 гг., удалось составить довольно оптимистичные графики изменения прибыли и выплат по самому пугающему виду страхования - ОСАГО.
Как видно на графиках, пусть в I полугодии 2015 года динамика убыточности немного выросла, но, все же, говорить о том, что она превышает 100% как-то преждевременно. Даже учтя тот факт, что ответ на запрос был получен в феврале, стоит лишь сравнить показатели за 2014 и 2013 гг., чтобы понять, что тех ужасов, какие нам расписывают страховщики, нет. А вот индекс роста прибыли в I полугодии 2015 года показывает, что премии заметно пошли вверх после увеличения стоимости полиса. И лишилась лицензии, согласно отчетам, не половина компаний, а только треть. 
История ОСАГО, в целом, с 2009 по 2014 гг. показывает, что на протяжении 5 лет каких-либо существенных изменений в этом виде страхования не происходило. Более того, согласно отчетам, убыточность по "автогражданке" практически не изменялась, а в иное время и вовсе уменьшалась. Что же нам предлагал в этой "непростой" ситуации февраля 2015 года РСА? Вот их ответ:

"Единственный способ вернуть желание компаний продавать полисы ОСАГО – сделать тарифы ОСАГО адекватными. В идеале – это реализация "дорожной карты" перехода к свободному тарифу ОСАГО".

В этом случае равновесие цены устанавливается рынком в результате пересечения спроса и предложения, а его сейчас нет по ОСАГО. Отсюда соответствующие последствия. Значит, возможен классический рыночный вариант: отпустить тариф, сделать его свободным. Компании, которые захотят захватить этот сегмент рынка, сразу установят цену даже ниже существующего тарифа, но не выдержат, потому что при таких ценах они реальных резервов не создадут. А серьезные компании будут предлагать ОСАГО дороже, но уж точно будут и платить, и завоевывать доверие потребителей.

Вера Склярова
Заместитель руководителя службы по связям с общественностью РСА
 
 
 
Вопрос напрашивается один - чего же добивались страховщики на самом деле, создавая очереди за полисами, заставляя водителей бегать от компании к компании и набирать дополнительные виды страхования? И почему же возникли проблемы с ОСАГО в феврале-апреле 2015 года? 
Это было заранее объявлено, что "Банк России" с 12 апреля повысит тарифы. Страховщики об этом знали и старались как можно больше выжать из страхователей, они ждали до этой даты. И до этой даты, по возможности, отказывали людям. Бывало еще такое: выделят одного работника, и вот она сидит спокойно, по часу одну страховку оформляет в живой очереди. У "РЕСО" такое было. Люди говорили, восемь человек по восемь часов в очереди стояли и не могли оформить страховку (см. публикацию "Столица на Онего" от 6.04.2015 "ОСАГО с нагрузкой" - прим.)

***** *****
Источник в "Национальном Банке" Карелии
Такой же ответ подходит и на вопрос: почему проблемы возникли в предыдущем году? Помнится, базовый тариф ОСАГО увеличили в первый раз 1 октября 2014 года. Правда, подтянулись и выплаты по имущественному ущербу - со 160 до 400 тысяч рублей. Но, как ни странно, именно перед этим, уже в апреле 2014 года, начались проблемы с выдачей полисов… 
Уже в феврале 2015 года, зайдя в первую попавшуюся точку продаж ОСАГО, удалось выяснить, что страховые выплаты, оказывается, начали «увеличивать» еще до вступления в силу нового закона. Так, "расширение" страховой суммы с 400 до 700 тысяч брали для того, чтобы избежать проблем при оформлении полиса ОСАГО. 

В целом же, по словам страхового агента, с которым пришлось беседовать только со скрытой камерой, на дополнительное согласование в этой компании отправляли не так много водителей. В случае, если клиент совершал, так называемую, "пролонгацию" полиса, то проблем при заключении договора и вовсе не возникало. 
 


Видеозапись скрытой камерой сделана 13 февраля 2015 года с помощью мобильного телефона
Но вернемся к громкому заявлению "Российского союза автостраховщиков." Согласно которому, в некоторых регионах убыточность превышает 100%. Это можно легко проверить, взглянув на отчеты "Центробанка", которые находятся в публичном доступе.

Любой может сопоставить данные по каждому региону - все цифры за "трудный" для страховщиков 2014 год находятся на картах ниже. Однако проще посмотреть разницу по цветам. Что касается убыточности, то здесь, как говорится, без комментариев... 
 
 
 
"Он свои деньги мне сам принесет, на блюдечке с голубой каемкой", - говорил Остап Бендер.
Не у него ли учились страховые комбинаторы, зная, что за полисом ОСАГО водители бегут в последнюю очередь - когда у клиента время поджимает, легче навязывать свои правила. Какие именно? В принципе, позицию страховщиков уже озвучил "РСА" 

Что после этого изменилось? Тариф, например, если и не удалось "отпустить"... пока, то подтянуть до нужного уровня получилось. Ведь этого, кажется, и добивались страховщики?