• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Основные итоги работы Карельского УФАС России за 2015 год и основные задачи на 2016 год

Категория отчета:

Основные итоги работы Карельского УФАС России за 2015 год

 

Рассмотрено всего заявлений и жалоб 1100 (2014 год – 808, рост 36%), выявлено нарушений по всем основным направлениям деятельности Управления – 339 (2014 год – 289, рост 17%), выдано 166 (2014 год – 130, рост 28%) постановлений о наложении административного наказания в виде штрафа и иных взысканий на сумму 6330,1 тысяч рублей, из них уплачено штрафов и иных взысканий на сумму 6142,5 тысяч рублей.

 

Результаты по направлениям деятельности Управления

 

Антимонопольное регулирование

 

Общее количество заявлений, поступивших в территориальный орган в отчетном периоде – 519 (2014 год – 352, рост 47%).

Общее количество выявленных нарушений составило 75 нарушений, возбуждено 89 административных дел, из них в отношении органов власти 14.

 

Злоупотребление хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона о защите конкуренции)

 

По статье 10 Закона о защите конкуренции в 2015 году признано 47 нарушений:

- нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей;

- отказ в вводе в эксплуатацию приборов учета газа (опломбирование);

- необоснованное предъявление к оплате стоимости установленных общедомовых приборов учета электрической энергии;

- отказ в передаче сведений о потребителях единой теплоснабжающей организации;

- создание дискриминационных условий.

 

Пример № 1

В Карельское УФАС России обратилось ООО «Карельский ресурс» и граждане-потребители с жалобами на действия ОАО «Карелгаз», выразившиеся в необоснованном отказе опломбировать установленные приборы учета газа.

По результатам рассмотрения заявлений Управлением было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Карелгаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

 Решением комиссии Карельского УФАС России от 27.05.2015 в действиях ОАО «Карелгаз» признано нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов граждан-потребителей и специализированной организации ООО «Карельский ресурс» путем необоснованного отказа в регистрации приборов учета газа (установке пломбы на приборах учета газа).

В ходе рассмотрения дела комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу, что на поставщика газа законодателем возложена обязанность произвести опломбировку прибора учета газа по заявке абонента; основанием для отказа в установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу могут служить такие обстоятельства как: неисправное состояние прибора учета газа; отсутствие или повреждение пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей проверку.

Вместе с тем ОАО «Карелгаз» отказало в регистрации установленных ООО «Карельский ресурс» приборов учета газа гражданам по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. На основании решения обществу выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В настоящее время решение и предписание оспариваются в судебном порядке.

 

Пример №2

В 2015 году по результатам проведения внеплановой проверки Управлением было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Славмо» по признакам нарушения пунктов 6,8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Решением от 08 декабря 2015 года в действиях ОАО «Славмо» признано нарушение пунктов 6,8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен на молоко сырое, закупаемое у сельхозпроизводителей, а также в создании для сельхозпроизводителей дискриминационных условий приобретения услуги по закупке сырого молока.

В ходе   рассмотрения дела комиссия установила, что цены на сырое молоко, закупаемое у сельхозпроизводителей Республики Карелия, устанавливает ОАО «Славмо». При осуществлении указанной деятельности ОАО «Сламво» для одного сельхозпроизводителя (входит с обществом в одну группу лиц) установило цену на молоко сырое в размере, превышающем цены за указанный товар приобретаемый у других сельхозпроизводителей, не представив при этом экономического, технологического или иного обоснования.  На основании решения ОАО «Славмо» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В настоящее время решение и предписание оспариваются в судебном порядке.

 

Пресечение соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (картельные сговоры) (статья 11 Закона о защите конкуренции)

 

В 2015 году Карельским УФАС России возбуждено 2 дела по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Пример № 1

Управлением по результатам проведения внеплановой проверки, а также на основании данных, предоставленных Прокуратурой Республики Карелия, было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Решением комиссии Карельского УФАС России в действиях ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» признано нарушение указанной нормы, выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на установление экономически необоснованных одинаковых цен при оказании услуги по закупке молока сырого. На основании решения хозяйствующим субъектам выдано предписание.

Решение и предписание оспариваются в судебном порядке.

 

Пример № 2

Карельское УФАС России в настоящее время рассматривает дело о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/41-2015, возбужденное в отношении ООО «Маркет Фарм» (г. Москва), ООО «ПИК» (г. Москва), ООО «Росмедкомплект» (г. Москва), ООО «Эталон-Трейдинг» (Московская область).

Указанное дело было возбуждено в отношении обществ по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении антиконкурентных соглашений, направленных на поддержание цен на товары, в процессе участия в 11 аукционах в электронной форме на поставку медицинского оборудования.

В ходе проведения антимонопольного расследования, Комиссией Управления дополнительно выявлен 31 аукцион с участием вышеуказанных обществ, с признаками аналогичных противоправных деяний.

Таким образом, их общее количество к настоящему времени достигло 42.

Начальная (максимальная) цена контрактов по ним составляет около 100 миллионов рублей.

Принято решение о приобщении сведений о данных «подозрительных» закупках к уже имеющимся материалам и рассмотрении их на предмет наличия картельного сговора в рамках возбужденного дела.

Все указанные аукционы в электронной форме проводились Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, а также медицинскими учреждениями региона в период 2013-2015 г.г.

Работа по делу продолжается в установленном законом порядке.

 

Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде в Управление поступило 17 заявлений о нарушении статьи 14 Закона о защите конкуренции, возбуждено и рассмотрено 4 дела о нарушении данной статьи.

 

Пример №1

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление ООО «Медиавеб» с жалобой на действия ООО «Интэрсо», по результатам рассмотрения которого в отношении последнего было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства  

Решением от 03.09.2015 в действиях ООО «Интэрсо» признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в недобросовестной конкуренции, связанной с распространением ложных, неточных или искаженных сведений посредством осуществления телефонных звонков контрагентам ООО «Медиавеб» с указанием на некачественное выполнение обществом принятых обязательств по обслуживанию сайтов, а также на «непрозрачность счетов».

В ходе рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа было установлено, что ООО «Медиавеб» и ООО «Интэрсо» подпадают под субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 14 Закона о защите конкуренции, так как являются конкурентами, а действия ООО «Интэрсо» противоречат нормам Парижской конвенции и Гражданского кодекса Российской Федерации, направлены на получение преимуществ и могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации ООО «Медиавеб».

На основании вынесенного решения ООО «Интэрсо» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства; предписание исполнено в установленный срок; директор ООО «Интэрсо» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

 

Пример №2

В Карельское УФАС России поступило заявление ООО «Карельский ресурс» с жалобой на действия ОАО «Карелгаз» по факту направления в адрес товариществ собственников жилья уведомлений с указанием на нелегитимность договоров на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового газового оборудования, заключенных с заявителем.

По результатам рассмотрения заявления в отношении ОАО «Карелгаз» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 07 сентября 2015 года о признании в действиях общества нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в недобросовестной конкуренции, связанной с распространением ложных, неточных или искаженных сведений посредством направления в адрес товариществ собственников жилья вышеуказанных уведомлений.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ООО «Карельский ресурс» и ОАО «Карелгаз» являются конкурентами, так как осуществляют деятельность на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Петрозаводского городского округа. Правовые основания для распространения вышеуказанной информации у ответчика отсутствовали. 

На основании принятого решения предписание ОАО «Карелгаз» не выдавалось в связи с разовым характером уведомлений.

Арбитражным судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении требований общества о признании незаконными решения и предписания Управления. 

 

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) органов власти, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде Карельским УФАС России рассмотрено 92 заявления с признаками нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В 2015 году антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации были затронуты следующие рынки:

- операции с недвижимым имуществом, включая землю;

- автомобильный транспорт;

- жилищно-коммунальное хозяйство.

 

В отчетном периоде было возбуждено 9 дел о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции, по результатам которых принято 9 решений о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Пример № 1

Дело в отношении Государственного комитета Республики Карелия по транспорту (решение по делу №04-36/04-2015 от 06.10.2015).

Карельское УФАС России признало в действиях Государственного комитета Республики Карелия по транспорту нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном укрупнении лотов при проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия, а так же установлении критериев отбора, которые могут привести к ограничению конкуренции (подпункт 2.2 пункта 2.0, подпункт 4.1 пункта 4.0, подпункт 5.1 пункта 5.0 Перечня критериев конкурсного отбора заявлений и документов об участии в конкурсе).

Указанное дело имело большой общественный резонанс, в адрес Карельского УФАС России обратилось более 11 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, также поступил ряд обращений из органов государственной власти Республики Карелия и Российской Федерации (Генеральная прокуратура России, Прокуратура Республики Карелия, ФАС России, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Карелия, президент Торгово-промышленной палаты Республики Карелия), от политической партии.

В связи с подведением итогов конкурса и заключением договоров с победителями торгов (4 хозяйствующих субъекта) на право осуществления пассажирских перевозок по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия предписание Государственного комитета Республики Карелия по транспорту не выдавалось.

Вместе с тем, в резолютивной части решения (пункт 3) было указано о необходимости   инициирования обращения в Арбитражный суд Республики Карелия о признании конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия и заключенных по его  результатам договоров на право осуществления пассажирских перевозок по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия от 13.07.2015 недействительными.

В настоящий момент решение по делу №04-36/04-2015 от 06.10.2015 по иску Государственного комитета Республики Карелия по транспорту обжалуется в судебном порядке (судебное дело №А26-11778/2015).

Кроме того, ряд хозяйствующих субъектов (перевозчиком) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия о признании конкурса недействительным, ссылаясь при этом в обоснование своих доводов именно на решение Карельского УФАС по делу №04-36/04-2015 от 06.10.2015.

 

Пример № 2

Дело № 04-36/19-2015

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление ООО «Первая специализированная организация «Государственный заказ» (далее - ООО «ПСО «Госзаказ») с жалобой на действия Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия по изданию приказа от 03.04.2015 №616 «О дополнительных мероприятиях по эффективности расходования средств при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия».

В соответствии с пунктом 1.5 указанного приказа руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия приказано «Запретить привлечение специализированных организаций для выполнения отдельных функций заказчика по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения торгов. Осуществление закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обеспечивать самостоятельно без привлечения специализированных  организаций».

Действующее законодательство не содержит ограничений, запретов на привлечение государственными учреждениями специализированных организаций.

По мнению заявителя, рассматриваемый приказ противоречит действующему законодательству, ограничивает конкуренцию и наносит ущерб коммерческой деятельности специализированных организаций как субъектов малого предпринимательства и хозяйствующих субъектов.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты и действия (бездействие), в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно определению, данному в пункте 11 статьи 3 Закона о контрактной системе, специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 названного закона.  Специализированная организация прямо названа в пункте 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с собственником вещи или обладателем имущественного права в качестве возможного организатора торгов.

Решение Карельского УФАС России: Положения оспариваемого приказа об установлении запрета на привлечение специализированных организаций для выполнения отдельных функций заказчика, необоснованно сужают сферу деятельности специализированных организаций (установленную Законом о контрактной системе), что может создать необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания соответствующих услуг.

Согласно материалам дела, во исполнение протеста Прокурора Республики Карелия от 18.05.2015 Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 29.05.2015 №949 в рассматриваемый приказ внесены изменения - оспариваемый пункт изложен в новой редакции: «рекомендовать осуществление учреждениями функций заказчика при закупках товаров (работ, услуг) без привлечения специализированных организаций».

 

Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий органов власти, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде выявлено 3 нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, возбуждено 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения Комиссией Карельского УФАС России принято 2 решения о нарушении статьи 16 Закона «О защите конкуренции». 1 дело находится в стадии рассмотрения (переходящее на 2016 год). В судебном порядке указанные нарушения не обжаловались.

 

Пример №1

Решением Комиссии Карельского УФАС России от 06.10.2013 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №04-36/03-2015 в действиях Государственного комитета Республики Карелия по транспорту и ГУП РК «Карелавтотранс» было признано нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в издании Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту приказов и, как следствие, заключение Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту с ГУП РК «Карелавтотранс» 23.04.2015 договора на право осуществления пассажирских перевозок по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия без проведения торгов.

Государственному комитету Республики Карелия по транспорту и ГУП РК «Карелавтотранс» предписание не выдавалось, в связи с утратой силы одного из приказов и прекращением действия договора на право осуществления пассажирских перевозок по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия.

В декабре 2015 года Государственный комитет Республики Карелия по транспорту по собственной инициативе внес изменения в приказ, регулирующий порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом», а именно, - исключил право Государственного комитета Республики Карелия по транспорту на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок с ГУП РК «Карелавтотранс» в случае приостановления процедуры конкурса в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

 

Пример №2

Решением Комиссии Карельского УФАС России от 15.10.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №04-36/10-2015 в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения «Карельский научный центр Российской академии наук» (ФГБУ КарНЦ РАН) и ООО «ВИК Строй» было признано нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения строительных работ на территории Республики Карелия, путем заключения договора подряда от 16 декабря 2014 № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту здания без проведения торгов (с единственным поставщиком).

Потребность в работах по капитальному ремонту здания могла быть удовлетворена посредством размещения закупки открытым способом, а не путем размещения закупки у единственного поставщика. Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы и невозможности размещения закупки посредством проведения торгов представлены не были.

Предписание Ответчикам по делу не выдавалось в связи с утратой силы договора от 16.12.2014 №37-ЕП и прекращением его действия по соглашению сторон.

 

Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде рассмотрено 29 заявлений с признаками нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», из них 15 заявлений о нарушениях со стороны органов власти. По результатам рассмотрения поступивших заявлений возбуждено 7 дел о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции» по инициативе Карельского УФАС России. Из общего количества возбужденных дел - 2 в отношении органов власти; принято 7 решений о наличии нарушений, из них 2 в отношении органов власти.  

 

Пример

Приказом Карельского УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело №04-36/05-2015 в отношении ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» (далее - Заказчик) по признакам нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ограничении конкуренции, путем установления незаконного требования о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами).

Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственного препарата. Одним из требований к участникам закупки установлено наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами).

Учреждением осуществлялась закупка лекарственного препарата, необходимого для выполнения врачебного назначения, то есть для использования препарата в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а именно, его дальнейшей реализации через аптечную организацию. Учреждение является конечным покупателем лекарственного препарата и использует его в лечении пациентов.

Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление, лекарственных препаратов.

Следовательно, лица, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, вправе осуществлять поставку лекарственных препаратов, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», и не ограничивает число участников закупки, в частности, субъектов розничной торговли лекарственными средствами, которые в силу закона вправе осуществлять поставку лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи отнесены, в том числе поставка товаров и поставка товаров для государственных нужд.

В данном случае, при квалификации отношений сторон, Карельское УФАС России исходило из признаков договора (контракта), независимо от его наименования, названия сторон, либо способа передачи товара. Основным признаком контракта при названных обстоятельствах является цель приобретения товаров. При этом под целью, не связанной с личным использованием, следует понимать приобретение товаров для обеспечения уставной деятельности Учреждения, то есть оказание медицинской помощи пациентам, в том числе назначения лечения лекарственными препаратами.

Из содержания предлагаемого проекта договора (контракта) данного аукциона не усматривалось наличие положений, позволяющих квалифицировать его как договор поставки. Положения проекта названного контракта корреспондируются с нормами статей 492, 496, 499 ГК РФ, регулирующих договоры купли-продажи.

При проведении указанного аукциона в электронной форме были созданы неравные, дискриминационные условия доступа хозяйствующих субъектов к участию в торгах.

Предъявление требования о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами), не предусмотренное действующим законодательством, ограничивает круг потенциальных участников торгов и могло привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, вышеописанные действия ГБУЗ «Межрайонная больница №1» о предъявлении требования о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами), свидетельствуют о нарушении части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона о защите конкуренции)

 

В 2015 году рассмотрено 15 заявлений с признаками нарушения статьи 17.1  Закона о защите конкуренции. Возбуждено 5 дел, принято 5 решений о нарушении статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

 

Пример

Дело № 04-36/12-2015

Администрацией Ильинского сельского поселения с МУП «Родник» без проведения торгов был заключен ряд договоров аренды движимого муниципального имущества.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Рассматриваемые договоры заключены на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, что ограничивает конкуренцию, противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Комиссией Карельского УФАС России в действиях Администрации Ильинского сельского поселения по заключению указанных договоров аренды муниципального имущества, на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, без проведения торгов нарушают положения части 1 статьи 15, пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пояснениям Администрации Ильинского сельского поселения, в настоящее время оспариваемые арендные отношения прекращены, указанное имущество передано МУП «Родник» на праве хозяйственного ведения.

Решение в судебном порядке не обжаловалось.

 

Изъятие незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

 

 В 2014 году Карельским УФАС России было выдано два предписания о перечислении в федеральный бюджет Российской Федерации незаконно полученного дохода на общую сумму 2 253 216 руб. Хозяйствующие субъекты, получившие предписания, обжаловали их в судебном порядке, в связи с чем сроки исполнений предписаний наступили в отчетном периоде.  Суды трех инстанций признали выданные Управлением предписания о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода законными и обоснованными в полном объеме.

 

Пример №1

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление К с жалобой на действия ООО «Теплоресурс плюс» (далее – ответчик) в связи с взимание платы за ввод в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета коммунальных ресурсов.

По результатам рассмотрения заявления в вышеуказанных действиях ООО «Теплоресурс плюс» были усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения дела решением от 23 апреля 2014 года в действиях ответчика признано нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов иных лиц путем незаконного установления и взимания платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. На основании указанного решения ответчику выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет необоснованно полученного дохода в размере 833 166 руб.

Арбитражные суды трех инстанций в рамках дела №А26-3594/2014 признали решение и предписание Карельского УФАС России законными и обоснованными, предписание исполнено ООО «Тепло ресурс» в полном объеме в июне 2015 года. 

 

Пример №2

В Карельское УФАС России обратился индивидуальный предприниматель П. с жалобой на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», ответчик) в связи с установлением и взиманием договорной платы за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования, не предусмотренной положениями действующего законодательства.

По результатам рассмотрения заявления в действиях ОАО «РЖД» были усмотрены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

10 декабря 2014 года Карельское УФАС России признало в действиях ОАО «РЖД» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении и взимании договорной платы за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования, не предусмотренной положениями действующего законодательства.

На основании решения обществу выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 1 420 050 руб.

Суды трех инстанций в рамках дела А26-283/2015 признали решение и предписание Карельского УФАС России законными и обоснованными, ОАО «РЖД» исполнило предписание в ноябре 2015 года.

 

Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд с исковыми требованиями

 

В отчетном периоде в судебном порядке оспорено 28 решений и предписаний, в том числе 20 - принятых в предыдущем периоде, 8 – принятых в отчетном периоде. Из общего количества обжалованных в судебном порядке ненормативных актов Управления в 1 случае принято решение о частичном признании незаконным решения, в 4 случаях решения и предписания отменены в полном объеме.   

 

Пример № 1

Решением Карельского УФАС России, принятым в марте 2014 года по делу №03-3476/2014, в действиях ООО «Онего-Транс» было признано нарушение части 2 статьи 14  Закона о защите конкуренции, выразившееся в  приобретении и использовании прав на товарный знак «ОКСКИЙ» не соответствующим требованиям добропорядочности,  разумности и справедливости,  направленных на вытеснение с рынка конкурентов,  то есть является актом недобросовестной конкуренции.

  Основанием для возбуждения дела послужило заявления ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат», которым осуществлялось производство хлеба «Окского» с 1989 года.  В сентябре 2013 года ООО «Онего-Транс» направило в адрес заявителя претензию об уплате компенсации в связи с использованием товарного знака «ОКСКИЙ», а впоследствии подало иск в суд о взыскании компенсации.  В связи с предъявлением требований об уплате компенсации ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» прекратило производство хлеба «Окского».

  Не согласившись с принятым ненормативным актом антимонопольного органа,  ООО «Онего-Транс» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Карелия.  К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица было привлечено ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат».

 Решением арбитражного суда первой инстанции от 19 сентября 2014 года решение Карельского УФАС России было отменено.  Тринадцатый ААС Санкт-Петербурга в свою очередь поддержал доводы апелляционных жалоб Карельского УФАС России и ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат», отменив решение суда первой инстанции и отказав ООО «Онего-Транс» в удовлетворении заявленных требований.

02.10.2015   кассационная инстанция (суд по интеллектуальным правам) подтвердила законность и обоснованность постановления апелляционного суда.

 

 

 

Пример № 2

Решением Карельского УФАС России от 27.11.2014 по делу № 04-37/14-2014 в действиях Правительства РК было признано нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в пункте  4  (пп.4.1 и пп.4.2) постановления Правительства РК от 14.03.2014 №68-П «Об утверждении Порядка расчета размера субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию» условий предоставления субсидии на компенсацию части потерь в доходах ресурсоснабжающих организаций, связанных с предоставлением  услуг теплоснабжения на территории Республики Карелия по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек на производство, передачу и распределение тепловой энергии (критерии отбора получателей субсидии), ограничивающих конкуренцию, при которых одни хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.  Согласно пункту 4 постановления, субсидия на компенсацию части потерь в доходах ресурсоснабжающих организаций, связанных с предоставлением услуг теплоснабжения на территории Республики Карелия по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек на производство, передачу и распределение тепловой энергии, предоставляется при соблюдении следующих условий:

- владение на праве аренды муниципальными источниками тепловой энергии и (или) муниципальными тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей (пп.4.1);

- осуществление деятельности по теплоснабжению на территории поселений не менее чем в трех муниципальных районах республики (пп.4.2).

            Правительству РК было выдано предписание от 27.11.2014 об отмене пп. 4.1 и п.4.2. п.4 постановления №68-П в течение 3 месяцев с момента изготовления настоящего решения в полном объеме. Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Правительство РК обжаловало его в Арбитражный суд Республики Карелия.

            Суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемые правительством акты управления соответствуют требованиям действующего законодательства.

            В решении Арбитражного суда по делу № А26-1348/2015 указано, что ограничения для получения субсидии, установленные пунктами 4.1 и 4.2 постановления, по сути, являются условиями предоставления субсидии, однако, направлены на ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами - теплоснабжающими организациями.

 Не согласившись с решением суда, Правительство РК подало апелляционную жалобу. Суд апелляционной, а впоследствии и   кассационной инстанции оставил без изменения решение Управления.

 

 

Контроль рекламной деятельности

 

В 2015 году Карельским УФАС России рассмотрено 122 заявления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. По результатам рассмотрения заявлений было возбуждено 38 дел о нарушении рекламного законодательства. Комиссией по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принято 41 решение о наличии нарушения законодательства. Всего лишь в одном случае нарушение не подтвердилось. По результатам рассмотрения дел о нарушении рекламного законодательства нарушителям было выдано 10 предписаний об устранении нарушения, все предписания были исполнены в установленный срок в полном объеме.

В отношении нарушителей было возбуждено 54 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.38 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых нарушители привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 940 тыс. руб.

 

Пример № 1

Постановлением Карельского УФАС России от 03.11.2015 ООО «Бюро путешествий АвтоТур» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Указанное постановление вынесено должностным лицом Управления на основании решения комиссии от 22.04.2015 о признании в действиях общества нарушения пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении в сети Интернет рекламы услуг по оформлению заграничных паспортов. При этом при распространении указанной рекламы общество вводило в заблуждение потенциальных получателей государственной услуги по оформлению и выдаче заграничных паспортов относительно порядка ее оказания государственным органом, а именно: информировало «об огромном количестве анкет», «очередях» и «бюрократической рутине», чем искажало представление потребителей о рекламируемой услуге и создавало негативный образ уполномоченного государственного органа.

В ходе рассмотрения заявления общества о признании постановления незаконным (дело №А26-10659/2015) суд не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным, а также для уменьшения размера административного штрафа.

 

Пример № 2

Постановлением Карельского УФАС России от 10.06.2015 ООО «Центр Денежной Помощи - Центр» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Постановление вынесено должностным лицом Управления на основании решения комиссии о признании в действиях общества при размещении рекламы финансовых услуг нарушения требования части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.  Нарушение в действиях общества было признано в связи с тем, что в рекламе предоставления займов существенная информация (размер займа, срок и т.п.) шрифтом была изложена мелким, нечитаемым шрифтом, что вводило потребителей в заблуждение об условиях предоставления займов на льготных условиях.   При этом размер процента, под который предоставляются займы, был указан крупным шрифтом.

Рассмотрев доводы общества суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований общества о признании постановления незаконным отказали. ООО «Центр Денежной Помощи - Центр» уплатило штраф в полном объеме в 2016 году.     

 

Контроль закупок

 

В 2015 году в Карельское УФАС поступило 294 (2014 год – 366) жалоб, из них на действия:

 - федеральных органов исполнительной власти – 71 (24 %);

 - органов исполнительной власти Республики Карелия – 169 (57 %);

 - органов местного самоуправления – 54 (19 %).

Признаны обоснованными 46 (2014 год - 92) жалоб, из них на действия:

- федеральных органов исполнительной власти – 10 (22 %);

- органов исполнительной власти Республики Карелия – 26 (56 %);

- органов местного самоуправления – 10 (22 %).

По результатам рассмотрения жалоб выдано 42 предписания, исполнено 42 (100 %).

В результате рассмотрения жалоб и проведения на основании статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановых проверок было выявлено 154 (по итогам 2014 года – 181) нарушения, из них наиболее часто встречающиеся нарушения:

 - нарушение порядка отбора участников закупок, действия заказчика по установлению требований в извещениях о проведении запроса котировок, документациях торгов, не соответствующих действующему законодательству, нарушения в части размещения информации в единой информационной системе.

 

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

 

В 2015 году от государственных и муниципальных заказчиков в Карельское УФАС России поступило 165 (2014 год – 63) обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) участников закупок, уклонившихся от заключения контракта, о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты были расторгнуты по решению суда, а также в одностороннем порядке.

По данным обращениям в РНП были включены 69 (2014 год – 17) юридических лиц.

 

Выявление административных правонарушений и привлечению к ответственности (госзакупки)

 

Возбуждено и рассмотрено 84 дела.

Сумма штрафов, подлежащих взысканию по постановлениям, выданным в отчетном периоде, составила 658,0 тыс. руб., уплачено 619 тыс.руб.

Среди наиболее часто встречающихся нарушений законодательства о закупках, за которые должностные лица заказчиков привлекались к административной ответственности, являются утверждение документации с нарушением требований законодательства о закупках.

Кроме того, наиболее часто возбуждаются дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП за нарушение членами аукционной комиссии порядка отбора участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе за отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о закупках, преимущественно при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе.

 

Работа по адвокатированию конкуренции.

Значимые события 2015 года в деятельности Карельского  УФАС России

 

2015 год был юбилейным для антимонопольных органов Российской Федерации – ведомство отметило 25 лет со дня своего создания. 14 июля 1990 года был образован предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). В 1991 году был принят первый антимонопольный закон – Закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. 22 сентября 1998 года Комитет был упразднен и образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года в ходе административной реформы Министерство было упразднено, а его функции антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к новому ведомству - Федеральной антимонопольной службе. В 2006 году был принят Закон о защите конкуренции, который работает и по сей день, а его эффективность и актуальность поддерживается пакетами поправок. Антимонопольное регулирование в России идет эволюционным путем: совершенствуется законодательство, растет опыт правоприменения, благодаря целенаправленной антимонопольной политике изменяются производственные отношения в целых отраслях. В связи с юбилеем Карельским УФАС России был проведен ряд мероприятий, связанных с этим знаковым событием: пресс-конференция руководителя Управления, дни открытых дверей для студентов ВУЗов, региональный семинар-совещание, проведение встреч и «круглых столов» с судейским корпусом республики, лекции и семинары, конкурс детских рисунков «Конкуренция глазами детей», выездные мероприятия – День Карельского УФАС России в Карельском филиале РАНХиГС, встреча специалистов Управления со школьниками, расширенное заседание Общественно-консультативного совета, торжественное собрание коллектива Управления, где сотрудники и  ветераны Карельского УФАС России были поощрены наградами, в том числе федерального и регионального значения.         

 

25-27 августа 2015 года Карельским УФАС России был организован и проведен региональный семинар-совещание территориальных органов Северо-Западного Федерального округа.

Мероприятие состоялось под руководством заместителя руководителя ФАС России А.Ю. Кинева.

Помимо представителей Центрального аппарата антимонопольной службы, в семинаре-совещании приняли участие руководители 11 территориальных органов ФАС России в Северо-Западном федеральном округе, первый заместитель Главы Республики Карелия по экономической политике, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Карелия, представители органов исполнительной власти, правоохранительного блока Карелии (УЭБиПК, МВД, СУСК, Прокуратуры, УФСБ) и судейского корпуса (Верховного суда РК и Арбитражного суда РК), научных и общественных организаций, бизнес-сообщества республики, сотрудники Карельского УФАС России, ветераны Управления.

В ходе семинара участники обсудили следующие темы:
            - Четвертый антимонопольный пакет. Актуальные вопросы судебной практики применения антимонопольного законодательства по делам с участием хозяйствующих субъектов. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства;
           - Реализация контрольных полномочий ФАС России при осуществлении контроля в рамках ФЗ-№44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проблемные вопросы, возникающие при привлечении к административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере закупок;

- Примеры положительного опыта взаимодействия ТО ФАС России Северо-Западного региона с правоохранительными органами на местах;

- Проблемные вопросы осуществления контроля в сфере интеллектуальной собственности; контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами запрета на недобросовестную конкуренцию в данной сфере;

- Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе;

- Круглый стол по теме: «Обсуждение вопросов проблематики субсидирования сельхозпроизводителей с участием представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации с привлечением бизнес-сообщества».

 

В 2015 году начал свою активную деятельность Центр антимонопольного регулирования, созданный в декабре 2014 года по инициативе Карельского УФАС России и во взаимодействии с Карельским региональным институтом управления, экономики и права Петрозаводского государственного университета.  Деятельность Центра направлена на повышение квалификации и получение профессиональных знаний государственных и муниципальных служащих, должностных лиц хозяйствующих субъектов и иных лиц в области конкурентного права и современного антимонопольного законодательства Российской Федерации. За 2015 год специалистами Центра проведено порядка 20 различных образовательных мероприятия (курсы повышения квалификации, семинары по различным направлениям, «Дни открытых дверей» и т.п.).

 

В 2015 году при поддержке Управления инициативной группой ветеранов конкурентного ведомства организован Общественный Совет ветеранов Карельского УФАС России. Совет образован с целью организации взаимодействия Карельского УФАС России с ветеранами государственной гражданской службы – бывшими сотрудниками антимонопольных органов. В рамках совместной деятельности ветераны службы, имеющие большой профессиональный и жизненный опыт, привлекаются к обсуждению приоритетных направлений конкурентной политики, а также к участию в решении актуальных вопросов практики применения антимонопольного законодательства.

 

Основные задачи на 2016 год

 

1. Приоритетные направления в деятельности службы, а также ключевые моменты программы стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 годы.

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

5. Проведение тесного взаимодействия в работе с правоохранительными органами.

6. Дальнейшее укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества.

 

Последовательное решение задач стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации должно обеспечить достижение следующих результатов: 

  • создание условий для динамичного развития ключевых секторов экономики Российской Федерации;
  • снижение административного давления на функционирование рынков со стороны органов государственной власти;
  • повышение эффективности функционирования субъектов естественных монополий.

 

2. Работа по внедрению Стандарта развития конкуренции в Республике Карелия

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 года № 1738-р утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Принятый Правительством РФ Стандарт содержит целевые показатели развития социально-значимых рынков, а также перечень системных мер, необходимых для поддержки конкуренции в социальной среде.

Внедрение Стандарта развития конкуренции в регионах способствует повышению открытости деятельности органов власти и снижению рисков антиконкурентных действий с их стороны. При этом, у предпринимателей и общественных организаций появились дополнительные механизмы влияния на принимаемые органами власти решения путем участия в определении приоритетных рынков и мер, необходимых для их развития.

Основная ценность Стандарта заключается в возможности определить на уровне региона приоритетные и социально-значимые рынки, сфокусироваться на их поддержке и развитии. Выбор приоритетов должен происходить с учетом мнения предпринимателей, общественных организаций и конечных потребителей.

Карельское УФАС России будет принимать активное участие в оказании содействия по внедрению Стандарта в республике в рамках своей компетенции.   

3. Новации в антимонопольном законодательстве («четвертый антимонопольный пакет»)

5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («четвертый антимонопольный пакет»).

Федеральный закон разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции на основании плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р, а также перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26 июля 2013 года.

Указанным законом внесены существенные изменения в антимонопольное законодательство, касающиеся вопросов признания хозяйствующих субъектов доминирующими на товарных рынках, признания злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, понятий картель и «вертикальные соглашения», значительно расширяется сфера применения таких институтов как предостережение и предупреждение, конкретизированы различные формы недобросовестной конкуренции. Кроме того, законом внесены изменения в части оптимизации деятельности антимонопольного органа и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Законом упразднен реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов.

Также закон предоставляет право Правительству РФ определять для хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке более 70%, правила недискриминационного доступа к товарам, при нарушении ими антимонопольного законодательства.

Закон о защите конкуренции дополнен новой главой о недобросовестной конкуренции, подготовленной с учетом судебной практики и лучшего зарубежного опыта.

Центральный аппарат ФАС России наделяется полномочиями по пересмотру решений и предписаний территориальных органов в случае нарушения ими единообразия в толковании и применении антимонопольного законодательства. Для реализации этих целей создана апелляционная инстанция, которая уже функционирует.

Существенные изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Карельским УФАС России будет проводится работа по освещению изменений в антимонопольном законодательстве: чтение лекций на курсах повышения квалификации, проведение семинаров, рабочих встреч, «Круглых столов» по практике применения «четвертого антимонопольного пакета».

 

4. 25 лет со дня образования Карельского УФАС России

В 1990 году был образован предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). В 1991 году был принят первый антимонопольный закон – Закон РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

В Карелии антимонопольное управление начало свою работу со 02 декабря 1991 года.

В связи с юбилеем Карельским УФАС России запланировано проведение ряда мероприятий, связанных с 25-летием регионального конкурентного ведомства: пресс-конференция руководителя Управления, дни открытых дверей для студентов ВУЗов, проведение встреч и «круглых столов» с судейским сообществом республики, лекции и семинары, расширенное заседание Общественного совета ветеранов Управления, торжественное собрание коллектива.