Решение по делу № 03-16/27-2013 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Прионежская сетевая компания»

Номер дела: № 03-16/27-2013
Дата публикации: 11 декабря 2013, 12:42

 

ОАО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, д. 22,

г. Петрозаводск, РК, 185013

 

Бурков А.В.

ул. Льва Рохлина, д.1, кв. 6

д. Вилга, Прионежский район, РК, 185507

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 03-16/27-2013 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 03 декабря 2013 года                                                                                             г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена  19 ноября  2013 года

В полном объеме решение изготовлено 03 декабря 2013  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Кочиев  А.А.

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, Председатель комиссии;

Швец Н.А.

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии; 

Отчиева Ю.П.

- ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и анализа  Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

 

рассмотрев дело № 03-16/27-2013, возбужденное по признакам нарушения                        ОАО «Прионежская сетевая компания» (ул. Новосулажгорская, д.22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, далее – ОАО «ПСК», ответчик, общество), занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении срока осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Буркова А.В., при участии представителя заявителя – Буркова А.В. Кочерженко М.Г. (копия доверенности от 13.10.2012 10АА 0241141, в деле), представителя ОАО «ПСК» - ведущего юрисконсульта Гарист Л.А. (копия доверенности от 26.09.2013 № 113-13, в деле)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление Буркова А.В. от 08.07.2013 № б/н (вх. от 15.07.2013 № 3255) с жалобой на действия ОАО «ПСК», выразившиеся в невыполнении в срок, установленный договором от 28.03.2011 № 07-33/182 (далее – Договор) и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.

Приказом Карельского УФАС России от 05.09.2013 № 211  по результатам рассмотрения заявления  Буркова А.В. от 08.07.2013 № б/н, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело № 03-16/27-2013 по признакам нарушения   ОАО «ПСК»  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Определением Карельского УФАС России от 05.09.2013 дело № 03-16/27-2013 было назначено к рассмотрению на 16 октября 2013 года в 11 часов 00 минут.

Определением Карельского УФАС России от 16.10.2013 дело № 03-16/27-2013 было отложено и назначено к рассмотрению на 31 октября 2013 года в 15 часов 00 минут.

Определением Карельского УФАС России от 31.10.2013 дело № 03-16/27-2013 было отложено и назначено к рассмотрению на 19 ноября 2013 года в 15 часов 00 минут. Заседание комиссии по рассмотрению дела состоялось в назначенное время.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела озвучил доводы, изложенные в заявлении от 08.07.2013 № б/н. Представитель ответчика пояснил, что между Бурковым А.В. и ОАО «ПСК» был заключен договор от 28.03.2011 № 07-33/182 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Буркова А.В. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен пунктом 1.2 Договора и составляет 12 месяцев с даты заключения договора. Заявителем произведена оплата услуг по технологическому присоединению, вместе с тем ОАО «ПСК» до настоящего времени не исполнило обязательства, предусмотренные Договором.

Представитель ОАО «ПСК» озвучила пояснения, изложенные в письмах ОАО «ПСК» от 07.10.2013 № 13722, от 15.11.2013 № 16024. Пояснила, что в рамках исполнения обязательств по договору от 28.03.2011 № 07-33/182 ОАО «ПСК» предпринимает необходимые меры для отвода участков земли для строительства линии электропередач и установки дизельно-генераторной установки, изыскания денежных средств для строительства объектов электрохозяйства и последующего фактического технологического присоединения объекта Буркова А.В. к сети электроснабжения. Представитель ответчика пояснила, что ОАО «ПСК» подтверждает свои обязательства по договору и намерение завершить строительство объектов электросетевого хозяйства в соответствии с техническими условиями и осуществить технологическое присоединение объекта Буркова А.В. к электросетям.    

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения сторон,  комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 Закона о  защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции  и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для установления факта наличия в действиях определенного лица признаков злоупотребления доминирующим положением, прежде всего, необходимо определить, занимает ли лицо доминирующее положение на определенном товарном рынке, а также определить совершило ли лицо  действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной  монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года                 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии  относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

ОАО «ПСК» приказом ФСТ России от 03 июня 2010 года № 204-э включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии»).

Таким образом, ОАО «ПСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, в границах присоединенных сетей.   

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861 (далее – Правила № 861), определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Нормы, закрепленные в Правилах № 861, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей с максимальной мощностью менее 670 кВт составляет 1 год в случае, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

 Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что между Бурковым А.В. и ОАО «ПСК» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физического лица, использующего электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, с максимальной мощностью до 15 кВт, от 28.03.2011 № 07-33/182 (далее – договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 28.03.2011 № 182 (далее – технические условия). 

По настоящему договору ОАО «ПСК» приняло на себя обязательства по оказанию услуг по технологическому присоединению объекта: жилой дом, расположенный по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, деревня Шуйно, а Бурков А.В. обязался оплатить указанную услугу в соответствии с условиями настоящего договора.

Пунктом 3.1. договора установлена плата за технологическое присоединение в размере 8 747,34 руб. Пунктом 3.3. договора предусмотрены сроки внесения платы за технологическое присоединение.

Бурков А.В. 15.04.2011 внес плату за технологическое присоединение в  соответствии с условиями договора размере 100% от общей суммы.

Пунктом  1.3. договора установлен срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению продолжительностью 12 месяцев с даты заключения договора, то есть  мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены до 28.03.2012.

В соответствии с пунктом 2.1.1. договора ОАО «ПСК» обязано надлежащим образом выполнить необходимый комплекс мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя не позднее срока, указанного в пункте 1.3 договора в пределах границ балансовой принадлежности, определенных договором.

Согласно пункту 9 технических условий ОАО «ПСК» должно было выполнить следующий перечень мероприятий по технологическому присоединению в установленный договором срок:

- разработать проектную документацию на присоединение электроустановок;

- от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. Л-78-2 проложить КЛ-10кВ (через пролив Онежского озера от острова Кижи до Волк острова) или установить ДГУ (дизельно-генераторную установку) расчетной мощности;

- построить ВЛЗ-10 кВ по Волк острову;

- в центре нагрузок установить трансформаторную подстанцию расчетной мощности;

- от строящейся КТП до 25 метровой зоны границы участка построить ВЛИ-0,4кВ проводом (расчетного сечения).

Согласно техническим условиям ОАО «ПСК» для выполнения обязательств по договору необходимо проложить кабельную линию КЛ-10кВ (через пролив Онежского озера от острова Кижи до Волк острова) или установить дизельно-генераторную установку.

Письмом от 06.08.2013 № 10856 (вх. от 06.08.2013 № 3638) ОАО «ПСК» представило пояснения по факту невыполнения мероприятий по технологическому присоединению, в которых указало, что ОАО «ПСК» не отказывается от надлежащего исполнения своих обязательств и принимает все необходимые меры для строительства объектов электрохозяйства и последующего технологического присоединения объектов Буркова А.В. к электрическим сетям, причиной нарушения срока технологического присоединения ОАО «ПСК» является нехватка денежных средств для этих целей в связи с невключением Госкомитетом РК по ценам и тарифам в полном объеме в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2012 год расходов ОАО «ПСК», связанных с возведением объектов электросетевого хозяйства, строительство которых необходимо для подключения к сети электроснабжения объектов льготных категорий заявителей, обязанность по присоединению которых возложена на ОАО «ПСК».

Кроме того, из письма ОАО «ПСК» от 15.11.2013 № 16024 (вх. от 15.11.2013 № 5228) и представленных с ним документов установлено следующее.

15.04.2011 (исх.от 15.04.2011 № ЮО/п/3047) ОАО «ПСК» обратилось в ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта электросетевого хозяйства.

Письмом от 26.05.2011 № 05/558.08.2-06 ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» не согласовало схему прохождения линии электропередач на территории острова Кижи.

20.06.2011 ОАО «ПСК» обратилось в Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков на о. Кижи для строительства линии электропередач от ТП-2 в направлении о. Волк.

Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» 28.06.2011 (исх.от 28.06.2011 № 917.10/01-19/1484/1680) в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок попадает в особо охраняемый объект культурного наследия ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», попросила предоставить согласование с ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

15.09.2011 ОАО «ПСК» направило в адрес ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» письмо о согласовании установки дизель-генераторных установок (письмо от 15.09.2011 № 8106).

28.09.2011 ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» сообщило, что согласование монтажа дизель-генераторных установок может быть осуществлено после предоставления разрешения Администрации Медвежьегорского муниципального района.

30.01.2012 ОАО «ПСК» обратилось к Главе Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  с просьбой предоставить план территории о. Волк с указанием земельных участков, на которых возможно размещение трансформаторной подстанции или дизельной генераторной установки (исх. № ПТО/п/947).

06.02.2012 Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  сообщила, что для предоставления плана территории о. Волк необходимо направить запрос в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК (исх. № 91710/01-19/61-ф/364).

01.10.2012 ОАО «ПСК» обратилось к Главе Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  с письмом о предоставлении земельного участка под строительство и размещение объектов электросетевого хозяйства (исх. №10832).

11.10.2012 Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  предварительно согласовала ОАО «ПСК» выделение земельных участков под линию электропередач, ТП и под установку дизельной генераторной подстанции, расположенных в Медвежьегорском районе (исх. №9/7.10/01.19/2764/3478).

19.03.2013 ОАО «ПСК» направило Главе Великогубского сельского поселения письмо № 4017 о проведении публичных слушаний о выделении земельного участка под установку дизельной генераторной установки и строительство воздушной линии 10кВ.

Решением публичных слушаний Великогубского сельского поселения от 22.04.2013 по результатам слушаний было решено согласовать  выделение земельного участка под установку дизель-генераторной установки и строительство воздушной линии 10кВ на о. Волкостров.

26.04.2013 ОАО «ПСК» обратилось в ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (исх. № 6029) с повторной просьбой согласовать возможность прокладки кабельной линии (КЛ-10кВ) от существующих сетей ОАО «ПСК» в сторону о.Волк по территории о.Кижи. Согласно письму ОАО «ПСК» от 15.11.2013 № 16024 ответ на указанное обращение от ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» не получен.

24.06.2013 года между ОАО «ПСК» и ООО «ГосстройАПЗпроект» были заключены договоры на выполнение предпроектных работ по подготовке документации на земельные участки для строительства дизельной генераторной установки, трансформаторной подстанции, воздушной линии ВЛ-10кВ.

В письме ОАО «ПСК» от 15.11.2013 № 16024 указано, что Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»26.09.2013 уведомило ОАО «ПСК» о необходимости согласования акта выбора земельного участка с Министерством культуры Республики Карелия.

ОАО «ПСК» в установленный срок мероприятия по технологическому присоединению не выполнило.  

Вместе с тем, из представленных документов следует, что ОАО «ПСК» приступило к принятию мер по технологическому присоединению 15.04.2011 (через 18 дней после заключения договора), направив в ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» заявление о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта электросетевого хозяйства.

С момента заключения договора до настоящего времени ОАО «ПСК» предпринимало и предпринимает необходимые меры для отвода участков земли для строительства линии электропередач и установки дизельно-генераторной установки в целях выполнения обязательств по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств Буркова А.В.

Мероприятия по технологическому присоединению не могли быть выполнены в установленный договором срок в связи со сложностью технологического присоединения: необходимо согласование прокладки кабельной линии или установки ДГУ с  Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Министерством культуры Республики Карелия, необходимо выделение земельного участка для строительства линии электропередач либо под установку ДГУ, что также требует соблюдение процедуры согласования. Вместе с тем, электроснабжение острова Волк, где расположен объект присоединения, затруднено в связи с его месторасположением и требует значительного финансировния. Выполнение мероприятий по технологическому присоединению осложнено тем, что музей-заповедник «Кижи» отнесен к особо охраняемым территориям, что требует дополнительных согласований и разрешительных процедур.

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» отнесен к перечню объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В целях сохранения объектов культурного наследия принято Постановление Правительства Республики Карелия от 07.12.2009 № 280-П «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, закрепленных за федеральным государственным учреждением культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», расположенных на острове Кижи и на территории «Кижского ожерелья» в Медвежьегорском районе Республики Карелия, а также режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». Режим использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия запрещает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не связанных с сохранением объектов культурного наследия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 № 1633-р утвержден план мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста и развитию инфраструктуры музея-заповедника «Кижи», в котором предусмотрены работы по электроснабжению до о. Кижи, реконструкция сетей электроснабжения на о. Кижи, а также строительство сетей и сооружений электроснабжения.

Вместе с тем, согласно письму ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» от 15.11.2013 № 11/1068.01-16 (вх.от 15.11.2013 № 5230) на сегодняшний момент разработана и находится на проверке в ФАУ «Главгосэкспертиза России» проектная документации «Наружные сети и сооружения электроснабжения (Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи)». В данной проектной документации предусмотрены мероприятия, обеспечивающие надежное и качественное электроснабжение потребителей музея-заповедника «Кижи» на территориях острова Кижи и деревни Жарниково. Производство работ по данной проектной документации предполагается в период с 2013 по 2016 г.г.  Проектная документация разработана с учетом существующих и перспективных электрических нагрузок музея-заповедника «Кижи». Нагрузки прочих потребителей и возможность их присоединения к электрическим сетям, рассмотренным в проектной документации, не учитывались, так как проектная документация разработана с учетом требований об обеспечении сохранения ансамбля Кижского погоста и развития инфраструктуры музея-заповедника «Кижи». Таким образом, как следует из письма ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» от 15.11.2013 № 11/1068.01-16, присоединение прочих потребителей к запроектированным сетям электроснабжения потребителей музея-заповедника «Кижи» с прокладкой кабельной линии от о. Кижи до о. Волк не предусматривается.

 

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что мероприятия по технологическому присоединению не могли быть выполнены в установленный договором срок в связи со сложностью технологического присоединения и об отсутствии в действиях ОАО «ПСК» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 03-16/27-2013  о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении  ОАО «Прионежская сетевая компания»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Председатель комиссии                                                    ____________           А.А. Кочиев

 

Члены комиссии                                                                 ____________            Н.А. Швец

 

                                                                                              ____________           Ю.П. Отчиева

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

stdClass Object ( [vid] => 6119 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 03-16/27-2013 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Прионежская сетевая компания» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6119 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386751535 [changed] => 1386751553 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1386751553 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ОАО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, д. 22,

г. Петрозаводск, РК, 185013

 

Бурков А.В.

ул. Льва Рохлина, д.1, кв. 6

д. Вилга, Прионежский район, РК, 185507

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 03-16/27-2013 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 03 декабря 2013 года                                                                                             г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена  19 ноября  2013 года

В полном объеме решение изготовлено 03 декабря 2013  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Кочиев  А.А.

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, Председатель комиссии;

Швец Н.А.

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии; 

Отчиева Ю.П.

- ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и анализа  Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

 

рассмотрев дело № 03-16/27-2013, возбужденное по признакам нарушения                        ОАО «Прионежская сетевая компания» (ул. Новосулажгорская, д.22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, далее – ОАО «ПСК», ответчик, общество), занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении срока осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Буркова А.В., при участии представителя заявителя – Буркова А.В. Кочерженко М.Г. (копия доверенности от 13.10.2012 10АА 0241141, в деле), представителя ОАО «ПСК» - ведущего юрисконсульта Гарист Л.А. (копия доверенности от 26.09.2013 № 113-13, в деле)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление Буркова А.В. от 08.07.2013 № б/н (вх. от 15.07.2013 № 3255) с жалобой на действия ОАО «ПСК», выразившиеся в невыполнении в срок, установленный договором от 28.03.2011 № 07-33/182 (далее – Договор) и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.

Приказом Карельского УФАС России от 05.09.2013 № 211  по результатам рассмотрения заявления  Буркова А.В. от 08.07.2013 № б/н, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело № 03-16/27-2013 по признакам нарушения   ОАО «ПСК»  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Определением Карельского УФАС России от 05.09.2013 дело № 03-16/27-2013 было назначено к рассмотрению на 16 октября 2013 года в 11 часов 00 минут.

Определением Карельского УФАС России от 16.10.2013 дело № 03-16/27-2013 было отложено и назначено к рассмотрению на 31 октября 2013 года в 15 часов 00 минут.

Определением Карельского УФАС России от 31.10.2013 дело № 03-16/27-2013 было отложено и назначено к рассмотрению на 19 ноября 2013 года в 15 часов 00 минут. Заседание комиссии по рассмотрению дела состоялось в назначенное время.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела озвучил доводы, изложенные в заявлении от 08.07.2013 № б/н. Представитель ответчика пояснил, что между Бурковым А.В. и ОАО «ПСК» был заключен договор от 28.03.2011 № 07-33/182 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Буркова А.В. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен пунктом 1.2 Договора и составляет 12 месяцев с даты заключения договора. Заявителем произведена оплата услуг по технологическому присоединению, вместе с тем ОАО «ПСК» до настоящего времени не исполнило обязательства, предусмотренные Договором.

Представитель ОАО «ПСК» озвучила пояснения, изложенные в письмах ОАО «ПСК» от 07.10.2013 № 13722, от 15.11.2013 № 16024. Пояснила, что в рамках исполнения обязательств по договору от 28.03.2011 № 07-33/182 ОАО «ПСК» предпринимает необходимые меры для отвода участков земли для строительства линии электропередач и установки дизельно-генераторной установки, изыскания денежных средств для строительства объектов электрохозяйства и последующего фактического технологического присоединения объекта Буркова А.В. к сети электроснабжения. Представитель ответчика пояснила, что ОАО «ПСК» подтверждает свои обязательства по договору и намерение завершить строительство объектов электросетевого хозяйства в соответствии с техническими условиями и осуществить технологическое присоединение объекта Буркова А.В. к электросетям.    

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения сторон,  комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 Закона о  защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции  и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для установления факта наличия в действиях определенного лица признаков злоупотребления доминирующим положением, прежде всего, необходимо определить, занимает ли лицо доминирующее положение на определенном товарном рынке, а также определить совершило ли лицо  действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной  монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года                 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии  относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

ОАО «ПСК» приказом ФСТ России от 03 июня 2010 года № 204-э включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии»).

Таким образом, ОАО «ПСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, в границах присоединенных сетей.   

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861 (далее – Правила № 861), определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Нормы, закрепленные в Правилах № 861, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей с максимальной мощностью менее 670 кВт составляет 1 год в случае, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

 Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что между Бурковым А.В. и ОАО «ПСК» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физического лица, использующего электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, с максимальной мощностью до 15 кВт, от 28.03.2011 № 07-33/182 (далее – договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 28.03.2011 № 182 (далее – технические условия). 

По настоящему договору ОАО «ПСК» приняло на себя обязательства по оказанию услуг по технологическому присоединению объекта: жилой дом, расположенный по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, деревня Шуйно, а Бурков А.В. обязался оплатить указанную услугу в соответствии с условиями настоящего договора.

Пунктом 3.1. договора установлена плата за технологическое присоединение в размере 8 747,34 руб. Пунктом 3.3. договора предусмотрены сроки внесения платы за технологическое присоединение.

Бурков А.В. 15.04.2011 внес плату за технологическое присоединение в  соответствии с условиями договора размере 100% от общей суммы.

Пунктом  1.3. договора установлен срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению продолжительностью 12 месяцев с даты заключения договора, то есть  мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены до 28.03.2012.

В соответствии с пунктом 2.1.1. договора ОАО «ПСК» обязано надлежащим образом выполнить необходимый комплекс мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя не позднее срока, указанного в пункте 1.3 договора в пределах границ балансовой принадлежности, определенных договором.

Согласно пункту 9 технических условий ОАО «ПСК» должно было выполнить следующий перечень мероприятий по технологическому присоединению в установленный договором срок:

- разработать проектную документацию на присоединение электроустановок;

- от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. Л-78-2 проложить КЛ-10кВ (через пролив Онежского озера от острова Кижи до Волк острова) или установить ДГУ (дизельно-генераторную установку) расчетной мощности;

- построить ВЛЗ-10 кВ по Волк острову;

- в центре нагрузок установить трансформаторную подстанцию расчетной мощности;

- от строящейся КТП до 25 метровой зоны границы участка построить ВЛИ-0,4кВ проводом (расчетного сечения).

Согласно техническим условиям ОАО «ПСК» для выполнения обязательств по договору необходимо проложить кабельную линию КЛ-10кВ (через пролив Онежского озера от острова Кижи до Волк острова) или установить дизельно-генераторную установку.

Письмом от 06.08.2013 № 10856 (вх. от 06.08.2013 № 3638) ОАО «ПСК» представило пояснения по факту невыполнения мероприятий по технологическому присоединению, в которых указало, что ОАО «ПСК» не отказывается от надлежащего исполнения своих обязательств и принимает все необходимые меры для строительства объектов электрохозяйства и последующего технологического присоединения объектов Буркова А.В. к электрическим сетям, причиной нарушения срока технологического присоединения ОАО «ПСК» является нехватка денежных средств для этих целей в связи с невключением Госкомитетом РК по ценам и тарифам в полном объеме в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2012 год расходов ОАО «ПСК», связанных с возведением объектов электросетевого хозяйства, строительство которых необходимо для подключения к сети электроснабжения объектов льготных категорий заявителей, обязанность по присоединению которых возложена на ОАО «ПСК».

Кроме того, из письма ОАО «ПСК» от 15.11.2013 № 16024 (вх. от 15.11.2013 № 5228) и представленных с ним документов установлено следующее.

15.04.2011 (исх.от 15.04.2011 № ЮО/п/3047) ОАО «ПСК» обратилось в ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта электросетевого хозяйства.

Письмом от 26.05.2011 № 05/558.08.2-06 ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» не согласовало схему прохождения линии электропередач на территории острова Кижи.

20.06.2011 ОАО «ПСК» обратилось в Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков на о. Кижи для строительства линии электропередач от ТП-2 в направлении о. Волк.

Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» 28.06.2011 (исх.от 28.06.2011 № 917.10/01-19/1484/1680) в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок попадает в особо охраняемый объект культурного наследия ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», попросила предоставить согласование с ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

15.09.2011 ОАО «ПСК» направило в адрес ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» письмо о согласовании установки дизель-генераторных установок (письмо от 15.09.2011 № 8106).

28.09.2011 ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» сообщило, что согласование монтажа дизель-генераторных установок может быть осуществлено после предоставления разрешения Администрации Медвежьегорского муниципального района.

30.01.2012 ОАО «ПСК» обратилось к Главе Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  с просьбой предоставить план территории о. Волк с указанием земельных участков, на которых возможно размещение трансформаторной подстанции или дизельной генераторной установки (исх. № ПТО/п/947).

06.02.2012 Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  сообщила, что для предоставления плана территории о. Волк необходимо направить запрос в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК (исх. № 91710/01-19/61-ф/364).

01.10.2012 ОАО «ПСК» обратилось к Главе Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  с письмом о предоставлении земельного участка под строительство и размещение объектов электросетевого хозяйства (исх. №10832).

11.10.2012 Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  предварительно согласовала ОАО «ПСК» выделение земельных участков под линию электропередач, ТП и под установку дизельной генераторной подстанции, расположенных в Медвежьегорском районе (исх. №9/7.10/01.19/2764/3478).

19.03.2013 ОАО «ПСК» направило Главе Великогубского сельского поселения письмо № 4017 о проведении публичных слушаний о выделении земельного участка под установку дизельной генераторной установки и строительство воздушной линии 10кВ.

Решением публичных слушаний Великогубского сельского поселения от 22.04.2013 по результатам слушаний было решено согласовать  выделение земельного участка под установку дизель-генераторной установки и строительство воздушной линии 10кВ на о. Волкостров.

26.04.2013 ОАО «ПСК» обратилось в ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (исх. № 6029) с повторной просьбой согласовать возможность прокладки кабельной линии (КЛ-10кВ) от существующих сетей ОАО «ПСК» в сторону о.Волк по территории о.Кижи. Согласно письму ОАО «ПСК» от 15.11.2013 № 16024 ответ на указанное обращение от ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» не получен.

24.06.2013 года между ОАО «ПСК» и ООО «ГосстройАПЗпроект» были заключены договоры на выполнение предпроектных работ по подготовке документации на земельные участки для строительства дизельной генераторной установки, трансформаторной подстанции, воздушной линии ВЛ-10кВ.

В письме ОАО «ПСК» от 15.11.2013 № 16024 указано, что Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»26.09.2013 уведомило ОАО «ПСК» о необходимости согласования акта выбора земельного участка с Министерством культуры Республики Карелия.

ОАО «ПСК» в установленный срок мероприятия по технологическому присоединению не выполнило.  

Вместе с тем, из представленных документов следует, что ОАО «ПСК» приступило к принятию мер по технологическому присоединению 15.04.2011 (через 18 дней после заключения договора), направив в ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» заявление о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта электросетевого хозяйства.

С момента заключения договора до настоящего времени ОАО «ПСК» предпринимало и предпринимает необходимые меры для отвода участков земли для строительства линии электропередач и установки дизельно-генераторной установки в целях выполнения обязательств по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств Буркова А.В.

Мероприятия по технологическому присоединению не могли быть выполнены в установленный договором срок в связи со сложностью технологического присоединения: необходимо согласование прокладки кабельной линии или установки ДГУ с  Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Министерством культуры Республики Карелия, необходимо выделение земельного участка для строительства линии электропередач либо под установку ДГУ, что также требует соблюдение процедуры согласования. Вместе с тем, электроснабжение острова Волк, где расположен объект присоединения, затруднено в связи с его месторасположением и требует значительного финансировния. Выполнение мероприятий по технологическому присоединению осложнено тем, что музей-заповедник «Кижи» отнесен к особо охраняемым территориям, что требует дополнительных согласований и разрешительных процедур.

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» отнесен к перечню объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В целях сохранения объектов культурного наследия принято Постановление Правительства Республики Карелия от 07.12.2009 № 280-П «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, закрепленных за федеральным государственным учреждением культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», расположенных на острове Кижи и на территории «Кижского ожерелья» в Медвежьегорском районе Республики Карелия, а также режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». Режим использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия запрещает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не связанных с сохранением объектов культурного наследия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 № 1633-р утвержден план мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста и развитию инфраструктуры музея-заповедника «Кижи», в котором предусмотрены работы по электроснабжению до о. Кижи, реконструкция сетей электроснабжения на о. Кижи, а также строительство сетей и сооружений электроснабжения.

Вместе с тем, согласно письму ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» от 15.11.2013 № 11/1068.01-16 (вх.от 15.11.2013 № 5230) на сегодняшний момент разработана и находится на проверке в ФАУ «Главгосэкспертиза России» проектная документации «Наружные сети и сооружения электроснабжения (Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи)». В данной проектной документации предусмотрены мероприятия, обеспечивающие надежное и качественное электроснабжение потребителей музея-заповедника «Кижи» на территориях острова Кижи и деревни Жарниково. Производство работ по данной проектной документации предполагается в период с 2013 по 2016 г.г.  Проектная документация разработана с учетом существующих и перспективных электрических нагрузок музея-заповедника «Кижи». Нагрузки прочих потребителей и возможность их присоединения к электрическим сетям, рассмотренным в проектной документации, не учитывались, так как проектная документация разработана с учетом требований об обеспечении сохранения ансамбля Кижского погоста и развития инфраструктуры музея-заповедника «Кижи». Таким образом, как следует из письма ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» от 15.11.2013 № 11/1068.01-16, присоединение прочих потребителей к запроектированным сетям электроснабжения потребителей музея-заповедника «Кижи» с прокладкой кабельной линии от о. Кижи до о. Волк не предусматривается.

 

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что мероприятия по технологическому присоединению не могли быть выполнены в установленный договором срок в связи со сложностью технологического присоединения и об отсутствии в действиях ОАО «ПСК» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 03-16/27-2013  о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении  ОАО «Прионежская сетевая компания»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Председатель комиссии                                                    ____________           А.А. Кочиев

 

Члены комиссии                                                                 ____________            Н.А. Швец

 

                                                                                              ____________           Ю.П. Отчиева

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ОАО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, д. 22,

г. Петрозаводск, РК, 185013

 

Бурков А.В.

ул. Льва Рохлина, д.1, кв. 6

д. Вилга, Прионежский район, РК, 185507

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 03-16/27-2013 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 03 декабря 2013 года                                                                                             г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена  19 ноября  2013 года

В полном объеме решение изготовлено 03 декабря 2013  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Кочиев  А.А.

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, Председатель комиссии;

Швец Н.А.

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии; 

Отчиева Ю.П.

- ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и анализа  Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

 

рассмотрев дело № 03-16/27-2013, возбужденное по признакам нарушения                        ОАО «Прионежская сетевая компания» (ул. Новосулажгорская, д.22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, далее – ОАО «ПСК», ответчик, общество), занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении срока осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Буркова А.В., при участии представителя заявителя – Буркова А.В. Кочерженко М.Г. (копия доверенности от 13.10.2012 10АА 0241141, в деле), представителя ОАО «ПСК» - ведущего юрисконсульта Гарист Л.А. (копия доверенности от 26.09.2013 № 113-13, в деле)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление Буркова А.В. от 08.07.2013 № б/н (вх. от 15.07.2013 № 3255) с жалобой на действия ОАО «ПСК», выразившиеся в невыполнении в срок, установленный договором от 28.03.2011 № 07-33/182 (далее – Договор) и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.

Приказом Карельского УФАС России от 05.09.2013 № 211  по результатам рассмотрения заявления  Буркова А.В. от 08.07.2013 № б/н, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело № 03-16/27-2013 по признакам нарушения   ОАО «ПСК»  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Определением Карельского УФАС России от 05.09.2013 дело № 03-16/27-2013 было назначено к рассмотрению на 16 октября 2013 года в 11 часов 00 минут.

Определением Карельского УФАС России от 16.10.2013 дело № 03-16/27-2013 было отложено и назначено к рассмотрению на 31 октября 2013 года в 15 часов 00 минут.

Определением Карельского УФАС России от 31.10.2013 дело № 03-16/27-2013 было отложено и назначено к рассмотрению на 19 ноября 2013 года в 15 часов 00 минут. Заседание комиссии по рассмотрению дела состоялось в назначенное время.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела озвучил доводы, изложенные в заявлении от 08.07.2013 № б/н. Представитель ответчика пояснил, что между Бурковым А.В. и ОАО «ПСК» был заключен договор от 28.03.2011 № 07-33/182 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Буркова А.В. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен пунктом 1.2 Договора и составляет 12 месяцев с даты заключения договора. Заявителем произведена оплата услуг по технологическому присоединению, вместе с тем ОАО «ПСК» до настоящего времени не исполнило обязательства, предусмотренные Договором.

Представитель ОАО «ПСК» озвучила пояснения, изложенные в письмах ОАО «ПСК» от 07.10.2013 № 13722, от 15.11.2013 № 16024. Пояснила, что в рамках исполнения обязательств по договору от 28.03.2011 № 07-33/182 ОАО «ПСК» предпринимает необходимые меры для отвода участков земли для строительства линии электропередач и установки дизельно-генераторной установки, изыскания денежных средств для строительства объектов электрохозяйства и последующего фактического технологического присоединения объекта Буркова А.В. к сети электроснабжения. Представитель ответчика пояснила, что ОАО «ПСК» подтверждает свои обязательства по договору и намерение завершить строительство объектов электросетевого хозяйства в соответствии с техническими условиями и осуществить технологическое присоединение объекта Буркова А.В. к электросетям.    

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения сторон,  комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 Закона о  защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции  и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для установления факта наличия в действиях определенного лица признаков злоупотребления доминирующим положением, прежде всего, необходимо определить, занимает ли лицо доминирующее положение на определенном товарном рынке, а также определить совершило ли лицо  действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной  монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года                 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии  относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

ОАО «ПСК» приказом ФСТ России от 03 июня 2010 года № 204-э включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии»).

Таким образом, ОАО «ПСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, в границах присоединенных сетей.   

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861 (далее – Правила № 861), определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Нормы, закрепленные в Правилах № 861, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей с максимальной мощностью менее 670 кВт составляет 1 год в случае, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

 Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что между Бурковым А.В. и ОАО «ПСК» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физического лица, использующего электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, с максимальной мощностью до 15 кВт, от 28.03.2011 № 07-33/182 (далее – договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 28.03.2011 № 182 (далее – технические условия). 

По настоящему договору ОАО «ПСК» приняло на себя обязательства по оказанию услуг по технологическому присоединению объекта: жилой дом, расположенный по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, деревня Шуйно, а Бурков А.В. обязался оплатить указанную услугу в соответствии с условиями настоящего договора.

Пунктом 3.1. договора установлена плата за технологическое присоединение в размере 8 747,34 руб. Пунктом 3.3. договора предусмотрены сроки внесения платы за технологическое присоединение.

Бурков А.В. 15.04.2011 внес плату за технологическое присоединение в  соответствии с условиями договора размере 100% от общей суммы.

Пунктом  1.3. договора установлен срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению продолжительностью 12 месяцев с даты заключения договора, то есть  мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены до 28.03.2012.

В соответствии с пунктом 2.1.1. договора ОАО «ПСК» обязано надлежащим образом выполнить необходимый комплекс мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя не позднее срока, указанного в пункте 1.3 договора в пределах границ балансовой принадлежности, определенных договором.

Согласно пункту 9 технических условий ОАО «ПСК» должно было выполнить следующий перечень мероприятий по технологическому присоединению в установленный договором срок:

- разработать проектную документацию на присоединение электроустановок;

- от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ ф. Л-78-2 проложить КЛ-10кВ (через пролив Онежского озера от острова Кижи до Волк острова) или установить ДГУ (дизельно-генераторную установку) расчетной мощности;

- построить ВЛЗ-10 кВ по Волк острову;

- в центре нагрузок установить трансформаторную подстанцию расчетной мощности;

- от строящейся КТП до 25 метровой зоны границы участка построить ВЛИ-0,4кВ проводом (расчетного сечения).

Согласно техническим условиям ОАО «ПСК» для выполнения обязательств по договору необходимо проложить кабельную линию КЛ-10кВ (через пролив Онежского озера от острова Кижи до Волк острова) или установить дизельно-генераторную установку.

Письмом от 06.08.2013 № 10856 (вх. от 06.08.2013 № 3638) ОАО «ПСК» представило пояснения по факту невыполнения мероприятий по технологическому присоединению, в которых указало, что ОАО «ПСК» не отказывается от надлежащего исполнения своих обязательств и принимает все необходимые меры для строительства объектов электрохозяйства и последующего технологического присоединения объектов Буркова А.В. к электрическим сетям, причиной нарушения срока технологического присоединения ОАО «ПСК» является нехватка денежных средств для этих целей в связи с невключением Госкомитетом РК по ценам и тарифам в полном объеме в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2012 год расходов ОАО «ПСК», связанных с возведением объектов электросетевого хозяйства, строительство которых необходимо для подключения к сети электроснабжения объектов льготных категорий заявителей, обязанность по присоединению которых возложена на ОАО «ПСК».

Кроме того, из письма ОАО «ПСК» от 15.11.2013 № 16024 (вх. от 15.11.2013 № 5228) и представленных с ним документов установлено следующее.

15.04.2011 (исх.от 15.04.2011 № ЮО/п/3047) ОАО «ПСК» обратилось в ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта электросетевого хозяйства.

Письмом от 26.05.2011 № 05/558.08.2-06 ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» не согласовало схему прохождения линии электропередач на территории острова Кижи.

20.06.2011 ОАО «ПСК» обратилось в Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков на о. Кижи для строительства линии электропередач от ТП-2 в направлении о. Волк.

Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» 28.06.2011 (исх.от 28.06.2011 № 917.10/01-19/1484/1680) в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок попадает в особо охраняемый объект культурного наследия ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», попросила предоставить согласование с ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

15.09.2011 ОАО «ПСК» направило в адрес ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» письмо о согласовании установки дизель-генераторных установок (письмо от 15.09.2011 № 8106).

28.09.2011 ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» сообщило, что согласование монтажа дизель-генераторных установок может быть осуществлено после предоставления разрешения Администрации Медвежьегорского муниципального района.

30.01.2012 ОАО «ПСК» обратилось к Главе Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  с просьбой предоставить план территории о. Волк с указанием земельных участков, на которых возможно размещение трансформаторной подстанции или дизельной генераторной установки (исх. № ПТО/п/947).

06.02.2012 Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  сообщила, что для предоставления плана территории о. Волк необходимо направить запрос в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК (исх. № 91710/01-19/61-ф/364).

01.10.2012 ОАО «ПСК» обратилось к Главе Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  с письмом о предоставлении земельного участка под строительство и размещение объектов электросетевого хозяйства (исх. №10832).

11.10.2012 Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»  предварительно согласовала ОАО «ПСК» выделение земельных участков под линию электропередач, ТП и под установку дизельной генераторной подстанции, расположенных в Медвежьегорском районе (исх. №9/7.10/01.19/2764/3478).

19.03.2013 ОАО «ПСК» направило Главе Великогубского сельского поселения письмо № 4017 о проведении публичных слушаний о выделении земельного участка под установку дизельной генераторной установки и строительство воздушной линии 10кВ.

Решением публичных слушаний Великогубского сельского поселения от 22.04.2013 по результатам слушаний было решено согласовать  выделение земельного участка под установку дизель-генераторной установки и строительство воздушной линии 10кВ на о. Волкостров.

26.04.2013 ОАО «ПСК» обратилось в ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (исх. № 6029) с повторной просьбой согласовать возможность прокладки кабельной линии (КЛ-10кВ) от существующих сетей ОАО «ПСК» в сторону о.Волк по территории о.Кижи. Согласно письму ОАО «ПСК» от 15.11.2013 № 16024 ответ на указанное обращение от ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» не получен.

24.06.2013 года между ОАО «ПСК» и ООО «ГосстройАПЗпроект» были заключены договоры на выполнение предпроектных работ по подготовке документации на земельные участки для строительства дизельной генераторной установки, трансформаторной подстанции, воздушной линии ВЛ-10кВ.

В письме ОАО «ПСК» от 15.11.2013 № 16024 указано, что Администрация муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район»26.09.2013 уведомило ОАО «ПСК» о необходимости согласования акта выбора земельного участка с Министерством культуры Республики Карелия.

ОАО «ПСК» в установленный срок мероприятия по технологическому присоединению не выполнило.  

Вместе с тем, из представленных документов следует, что ОАО «ПСК» приступило к принятию мер по технологическому присоединению 15.04.2011 (через 18 дней после заключения договора), направив в ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» заявление о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта электросетевого хозяйства.

С момента заключения договора до настоящего времени ОАО «ПСК» предпринимало и предпринимает необходимые меры для отвода участков земли для строительства линии электропередач и установки дизельно-генераторной установки в целях выполнения обязательств по договору технологического присоединения энергопринимающих устройств Буркова А.В.

Мероприятия по технологическому присоединению не могли быть выполнены в установленный договором срок в связи со сложностью технологического присоединения: необходимо согласование прокладки кабельной линии или установки ДГУ с  Администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Министерством культуры Республики Карелия, необходимо выделение земельного участка для строительства линии электропередач либо под установку ДГУ, что также требует соблюдение процедуры согласования. Вместе с тем, электроснабжение острова Волк, где расположен объект присоединения, затруднено в связи с его месторасположением и требует значительного финансировния. Выполнение мероприятий по технологическому присоединению осложнено тем, что музей-заповедник «Кижи» отнесен к особо охраняемым территориям, что требует дополнительных согласований и разрешительных процедур.

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» отнесен к перечню объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В целях сохранения объектов культурного наследия принято Постановление Правительства Республики Карелия от 07.12.2009 № 280-П «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, закрепленных за федеральным государственным учреждением культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», расположенных на острове Кижи и на территории «Кижского ожерелья» в Медвежьегорском районе Республики Карелия, а также режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». Режим использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия запрещает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не связанных с сохранением объектов культурного наследия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 № 1633-р утвержден план мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста и развитию инфраструктуры музея-заповедника «Кижи», в котором предусмотрены работы по электроснабжению до о. Кижи, реконструкция сетей электроснабжения на о. Кижи, а также строительство сетей и сооружений электроснабжения.

Вместе с тем, согласно письму ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» от 15.11.2013 № 11/1068.01-16 (вх.от 15.11.2013 № 5230) на сегодняшний момент разработана и находится на проверке в ФАУ «Главгосэкспертиза России» проектная документации «Наружные сети и сооружения электроснабжения (Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи)». В данной проектной документации предусмотрены мероприятия, обеспечивающие надежное и качественное электроснабжение потребителей музея-заповедника «Кижи» на территориях острова Кижи и деревни Жарниково. Производство работ по данной проектной документации предполагается в период с 2013 по 2016 г.г.  Проектная документация разработана с учетом существующих и перспективных электрических нагрузок музея-заповедника «Кижи». Нагрузки прочих потребителей и возможность их присоединения к электрическим сетям, рассмотренным в проектной документации, не учитывались, так как проектная документация разработана с учетом требований об обеспечении сохранения ансамбля Кижского погоста и развития инфраструктуры музея-заповедника «Кижи». Таким образом, как следует из письма ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» от 15.11.2013 № 11/1068.01-16, присоединение прочих потребителей к запроектированным сетям электроснабжения потребителей музея-заповедника «Кижи» с прокладкой кабельной линии от о. Кижи до о. Волк не предусматривается.

 

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что мероприятия по технологическому присоединению не могли быть выполнены в установленный договором срок в связи со сложностью технологического присоединения и об отсутствии в действиях ОАО «ПСК» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 03-16/27-2013  о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении  ОАО «Прионежская сетевая компания»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Председатель комиссии                                                    ____________           А.А. Кочиев

 

Члены комиссии                                                                 ____________            Н.А. Швец

 

                                                                                              ____________           Ю.П. Отчиева

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 03-16/27-2013 [format] => [safe_value] => № 03-16/27-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-11 08:42:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-03 08:42:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1386751535 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Карельское УФАС России )