Администрация Кондопожского городского поселения исполнила предупреждение Карельского УФАС России о прекращении действий, ограничивающих конкуренцию в сфере ритуальных услуг

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Карельским УФАС России был проведен анализ актов, принятых Администрацией Кондопожского городского поселения, регулирующих вопросы организации ритуальных услуг на территории  поселения.

Также было установлено, что функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Кондопожского городского поселения непрерывно с 2008 года выполняла ИП Кузнецова О.Н., она же являлась лицом, осуществляющим функции по содержанию и эксплуатации общественных городских кладбищ Кондопожского городского поселения, а, следовательно, администрацией кладбища, и получателем субсидии на возмещение затрат по погребению умерших.

Карельское УФАС России пришло к выводу, что действия Администрации по проведению так называемого «закрытого конкурса по отбору специализированной организации по вопросам похоронного дела» без установления надлежащего порядка и условий отбора, критериев оценки, сроков, на который отбирается такая организация и последующее издание распоряжения о присвоении такого статуса ИП Кузнецовой О.Н. (без установления срока его действия) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции по рынке ритуальных услуг, поскольку предоставляют ИП Кузнецовой О.Н. возможность бессрочного оказания услуг по погребению, тем самым лишая иных хозяйствующих субъектов - конкурентов предпринимателя возможности претендовать на получение аналогичного статуса, оказания услуг по погребению.

ИП Кузнецова О.Н., наделенная вышеуказанными функциями, производила погребение умерших, оформляла заказы на захоронения, осуществляла отвод земельных участков для захоронения, регистрировала каждое захоронение в книге установленной формы; согласовывала установку и замену надгробных сооружений. К обязанностям ИП Кузнецовой О.Н. была отнесена подготовка могил и захоронение умерших.

В рассматриваемом случае Администрацией фактически были переданы ИП Кузнецовой О.Н. функции и права органа местного самоуправления в сфере организации похоронного дела, входящие в компетенцию только органа местного самоуправления, в том числе разрешительно- согласовательного и контрольно-распорядительного характера, что не соответствовало требованиям п. 8 части 1, части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 391 ФЗ «О защите конкуренции», Карельское УФАС России выдало Администрации предупреждение о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов (приведение их в соответствие с требованиями действующего законодательства); разработки акта, определяющего лицо (структурное подразделение органа местного самоуправления), осуществляющее функции по отводу земельных участков для захоронения, по учету и регистрации мест захоронений, либо создания (наделение уже созданного) муниципального казенного учреждения, не осуществляющего коммерческой деятельности, такими функциями; утверждения нового Положения отбора специализированной организации по вопросам похоронного дела, предусматривающего порядок и условия отбора указанной службы посредством проведения открытого конкурса, либо создание такой службы на основании требований действующего законодательства.

В установленный срок орган местного самоуправления исполнил предупреждение, предоставив в антимонопольный орган подтверждающие документы.

 

Справка:

* Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий (п. 8). В силу части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

** С вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета» расширился институт предупреждения. Теперь предупреждение распространяется на органы власти. Институт предупреждения направлен на предупреждение органа власти о возможном нарушении антимонопольного законодательства и не налагает на него каких-либо обязательств при своевременном исполнении.