Министерство строительства, ЖКХ и энергетики РК исполнило предупреждение Карельского УФАС России о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Напомним, что 05 февраля 2019 года Карельское УФАС России выдало Министерству строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия (далее – Министерство) предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки антимонопольного законодательства. Срок исполнения предупреждения – до 1 марта 2019 года. Поводом для выдачи предупреждения послужили материалы, полученные Прокуратурой Республики Карелия в ходе проведения проверки теплоснабжающих организаций, в рамках которой был установлен факт заключения Министерством соглашений о взаимодействии в сфере ЖКХ с ООО «Карелэнергоресурс», ГУП РК «КарелЭнергоХолдинг», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», АО «ЕРЦ», ООО «ЕИРЦ РК», НО «Фонд капитального ремонта».Указанные документы были предоставлены в Карельское УФАС России. В ходе рассмотрения материалов, поступивших из надзорного ведомства, факт заключения в 2018 году Министерством (Заказчиком) с вышеуказанными юридическими лицами соглашений подтвердился. Было установлено, что все юридические лица - вторая сторона соглашения (Исполнитель) являются хозяйствующими субъектами применительно к положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции, за исключением - НО «Фонд капитального ремонта». Анализ содержания соглашений о взаимодействии, заключенных с хозяйствующими субъектами и отдельных положений пункта 10 Положения о Министерстве (пункт перечисляет полномочия гос.органа), свидетельствовал о частичном совмещении функций органа исполнительной власти Республики Карелия в сфере ЖКХ и функций хозяйствующих субъектов. В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора. Данный запрет направлен на предотвращение возможных злоупотреблений на товарном рынке, когда в одном лице совпадает непосредственный участник хозяйственных отношений и субъект, наделенный властными полномочиями в отношении иных участников. Положения, регламентирующие деятельность Министерства, указывают на то, что Министерство вправе осуществлять свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации. На Министерство возложены полномочия по координации и контролю за подведомственными ему организациями, при этом,  не предусмотрено право делегирования части своих полномочий указанным организациям, совмещение функций. Осуществление ООО «Карелэнергоресурс», ГУП РК «КарелЭнергоХолдинг», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», АО «ЕРЦ», ООО «ЕИРЦ РК»  деятельности, приносящей доход, на товарных рынках, указанных в Уставе, безусловно, ставит их в преимущественное положение перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичных рынках (в сфере ЖКХ), так как иные хозяйствующие субъекты такими полномочиями не обладают и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности. Более того, соглашениями было прямо предусмотрено оказание государственным органом хозяйствующим субъектам содействия для осуществления полномочий, что бесспорно предоставляло вышеуказанным юридическим лицам более выгодные условия осуществления деятельности. При таких обстоятельствах конкурентное ведомство пришло к выводу, что в вышеуказанных действиях Министерства содержатся признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем выдало органу исполнительной власти Республики Карелия предупреждение №01-2019 от 05.02.2019 о необходимости расторжения соглашений о взаимодействии  в области ЖКХ РК, заключенных с ООО «Карелэнергоресурс», ГУП РК «КарелЭнергоХолдинг», ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», АО «ЕРЦ», ООО «ЕИРЦ РК». Министерство, в свою очередь, учло позицию конкурентного ведомства, и в оперативном порядке (12.02.2019), в полном объеме исполнило выданное Карельским УФАС России Предупреждение. Соответствующие, подтверждающие исполнение пунктов предупреждения документы - были предоставлены в антимонопольный орган.

Справка:

С вступлением в силу в январе 2016 года «четвертого антимонопольного пакета» расширился институт предупреждения. Теперь предупреждение распространяется на органы власти и недобросовестную конкуренцию. Если предупреждение не исполнено, антимонопольный орган возбуждает в течение 10 дней дело о нарушении антимонопольного законодательства. Институт предупреждения направлен на предупреждение органа власти о возможном нарушении антимонопольного законодательства и не налагает на него каких-либо обязательств при своевременном исполнении.

* * В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.