Рассмотрено дело о ненадлежащей рекламе услуг по поверке приборов учета, распространяемой на территории Российской Федерации, в том числе в городах Новосибирске, Ижевске, Чебоксарах и Барнауле

Решением комиссии Карельского УФАС России от 23 мая 2019 года по делу №010/05/5-139/2019 реклама, распространяемая в виде извещений с информацией о проведении процедуры поверки индивидуальных приборов учета воды и о необходимости согласования гражданам даты и времени проведения процедуры поверки приборов учета воды признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Основанием для возбуждения соответствующего дела послужили, поступившие из территориальных органов заявления физических лиц о распространении в городах Новосибирске, Ижевске, Чебоксарах и Барнауле извещений рекламного характера следующего вида и содержания:

В ходе рассмотрения указанного дела комиссия Управления установила, что рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанных рекламных извещений является индивидуальный предприниматель Фарутин А.А., зарегистрированный на территории Республики Карелия, сведения о котором в извещениях не отражены.

При этом обращает на себя внимание способ исполнения извещений, поскольку они схожи с платежными документами, так как в них содержатся ссылки на нормативные правовые акты РФ, таблицы с расчетами платы коммунальной услуги по водоснабжению (холодному, горячему), предоставленной собственникам помещений, а также на общедомовые нужды.

В рекламных извещениях указано коммерческое наименование лица, оказывающего услугу – «Центральная Служба Учета ресурсов».

Потребители, получившие такие извещения, воспринимают изложенную в них информацию, как официальное уведомление/извещение о проведении только указанным в них лицом мероприятий по поверке счетчиков воды. При этом потребители полагают, что информация, указанная в извещениях, носит обязательный характер.

Кроме того, использование в рекламе коммерческого наименования, не ассоциирующегося у потребителя с конкретным лицом (в данном случае с ИП Фарутиным А.А.), вводит потребителя в заблуждение о действительном исполнителе услуг.

При этом потребители считают, что услуга по поверке счетчиков оказывается только «Центральная Служба Учета ресурсов», в том числе по причине использования в коммерческом обозначении слова «Центральная», то есть главная, руководящая.

Помимо указанного было установлено, что ИП Фарутин А.А., предлагающий в рекламных извещениях услуги по поверке водосчетчиков, не имеет аккредитации на право их выполнения, чем также вводит потребителей в заблуждение.

Указанные факты свидетельствуют о наличии нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

На основании вынесенного решения ИП Фарутину А.А. выдано предписание о прекращении изготовления и распространения ненадлежащей рекламы в виде вышеуказанных извещений.

Не нормативные акты не вступили в законную силу, могут быть обжалованы.

В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении рекламодателя, рекламораспространителя к административной ответственности.

 

Справка:

  1. в соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара;
  2. в соответствии с частью 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
  3. в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса установлена административная ответственность, в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.